Publications

Преполовение Пятидесятницы

Августин Соколовски

Сегодня Преполовение Пятидесятницы. Сам день преполовения означает прохождение ровно того срока, который отделяет Пасху от Сошествия Духа Святого на Апостолов.

Важно различать между литургическим и теологическим временем Церкви. Ведь в богослужебном смысле празднование Пасхи длиться сорок дней и завершается в среду перед Вознесением. В теологическом смысле, который есть смысл библейский и догматический одновременно, Пасха продолжается до Пятидесятницы. Сошествие Святого Духа на Апостолов в пятидесятый день по Воскресении – подлинная кульминация Пасхи. Парадоксально, что в этом смысле, облачения праздника должны были бы быть не зелеными, но белыми или красными!

Подобно главнейшим, двунадесятым праздникам в Честь Господа, Преполовение, во образ благословенной вечности Града Божия, празднуется Церковью восемь дней.

Важно понимать, что оба события – День Пасхи и Пятидесятница – представляют собой подлинное раскрытие Пасхальной Тайны Воскресения Христова.

Для понимания сути празднования Преполовения Пятидесятницы важно обратиться к тайне Пасхального Догмата.

Воскресший Господь Иисус в течение необходимого количества дней являлся Апостолам. Воскресший Господь Иисус говорил ученикам о тайнах Царства Божия.

В свете этих явления Спасителя, Апостолами были написаны новозаветные тексты, вошедшие в канон Священных Книг Писания под именем Евангелий и Апостольских Деяний. Эти новозаветные тексты – пример и образец, нормирующая норма, всего провозвестия и учения Церкви на все времена. Они пасхальное прочтение всего того, «что делал и чему учил Господь Иисус от начала» (Деян.1,1).

На Преполовение Пятидесятницы за богослужением читается отрывок из Евангелия от Иоанна, в котором Господь Иисус перед лицом обвиняющих Его в Иерусалимском Храме возвещает Свое Мессианство. «Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил», - звучат начальные слова (Ин.7;14-30).

Это чтение позволяет нам вплотную приблизиться к пониманию того, каким образом Апостольская Община, в свете Воскресения, воспоминала сказанное Господом Иисусом, как уже имевшее место мессианское явление Духа. Пасха Воскресения даровала по-новому и в полноте понять прежде сказанное Им в земной жизни.

В День Преполовения Церковь, как Общество Верующих, приобщается тайне соединения пасхальной перспективы с событиями Земной Жизни Господа.

Наконец, Преполовение – напоминание о том, как каждый день приближает Церковь и Вселенную к Эсхатологической Встрече с Господом. Второе Пришествие – Вера Церкви, часть Пасхального Догмата. Преполовение – половина пути, которая уже пройдена.