30 июня – Мученики Мануил, Савел и Исмаил
Августин Соколовски
Сегодня, в последний день первого летнего месяца июня, Церковь чтит память святых мучеников Мануила, Савела и Исмаила. Они были персами, но по месту своего страдания в знаменитом в древности пригороде Константинополя они названы «Халкидонскими Мучениками».
Халкидоном назывался древний город на азиатском берегу Босфора, в глубокой древности основанный прямо напротив того места, где спустя многие столетия по воле Императора Константина в 330 году возник Константинополь. В 451 году в Халкидоне состоялся Четвертый Вселенский Собор. В наше время на месте Халкидона находится один из кварталов Стамбула под турецким названием Кадикой. В греческой православной церковной иерархии до сих пор существует весьма значимый титул митрополита Халкидонского. Однако, следов древнего христианского присутствия в современном стамбульском Халкидоне более нет.
Святые Мануил, Савел и Исмаил были дипломатами. В 363 году они представляли персидского шаха на переговорах с римским императором. Тогда во главе Империи стоял Юлиан Отступник. В юности Юлиан был оглашенным христианином и даже учился в Афинах вместе со святым Григорием Богословом. Об этом сохранились соответствующие воспоминания.
Непосредственно перед вступлением на императорский престол Юлиан публично отрекся от христианства. Узнав об отказе Мануила, Савела и Исмаила участвовать в языческом празднике в честь приглашенных гостей, Юлиан сразу же понял, что они христиане. Тогда он пытался склонить их к участию в религиозном диспуте. Но святые отказались. «Мы предстоим перед тобой, чтобы говорить о делах государственных, а не спорить о вере».
Разгневанный Юлиан приказал казнить послов. Вскоре началась римско-персидская война и Юлиан Отступник был убит в сражении. Святые же халкидонские мученики – пример того, как по евангельской заповеди Христа Спасителя, должно отделять Божье от кесарева. «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божье – Богу» (Мф.22,21).
Важно понимать, что эти слова Господа содержат в себе не только принцип отношения к вещам земным и божественным, но заповедь, и, одновременно, определение самого понятия религиозного.
Здесь религия — это способность отделять сакральное от профанного, не смешивать священное с секулярным, заповедь разграничивать и разделять Царство Бога и власть людей.
В этом смысле повествование о халкидонских святых содержит в себе колоссальное нравственное приложение. Религия как Заповедь Христа избегать соединения, и как филигранное умение разграничивать, отделять и разделять. В этом смысле халкидонские мученики – Мануил, Савел и Исмаил – были по-настоящему христианами. Ведь они были подлинно религиозными людьми.