Августин Соколовски
На восьмой день после Пасхи Церковь празднует событие Уверения Фомы. Согласно Евангелию от Иоанна, Господь Иисус явился ученикам, среди которых был Фома. Прежде он не поверил сказанному Апостолами о Воскресении Христовом, а потому пребывал в неведении ожидания.
Господь Иисус преподал Апостолам мир. Затем обратился к Фоме со словами: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20,27). В ответ Фома исповедал: «Господь мой и Бог мой!».
Это первое апостольское исповедание веры чрезвычайно важно. Самим моментом своего появления оно указывает на основу основ христианства. Вера – абсолютный и неподотчетный Дар Бога. Она рождается в сердце через соприкосновение с Плотью Христовой.
В V–VI веках Церковь на Востоке сотрясали христологические споры. В итоге, ровно за тысячу лет до разделения Западного Христианства на католичество и протестантство, Восточная Церковь разделилась на две равновеликие и противостоящие друг другу части с центрами в Александрии и Константинополе. Последняя сохранила для себя наименование «Православной», а Александрийская стала именоваться «коптской». Общение между ними никогда не было восстановлено. Споры шли о человечестве Иисуса Христе, на деле, напрямую затрагивали саму суть Его Вознесения.
Тогда же епископ и богослов Юлиан Галикарнасский (+518) предложил казавшееся многим компромиссным решение. Согласно Юлиану, Господь Иисус был подлинным Богом и подлинным Человеком. Однако, по Вознесении, человечество Христово упразднилось, будучи всецело пронизано божеством.
В противостоянии Юлиану враждовавшие половины восточного христианского мира как бы на мгновение смогли объединиться в данном моменте богословия. Они отстояли истину о том, что, полнота человечества Христова пребывает по Вознесении. Это означает, что благодаря Вознесению Господа Иисуса, у Бога … бьется человеческое сердце.