Publications

АНТИПАСХА

Августин Соколовски

На восьмой день после Пасхи Церковь празднует событие Уверения Фомы. Согласно Евангелию от Иоанна, Воскресший Господь Иисус явился ученикам. «Фома же один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус», - повествует Писание (Ин.20:24). Так он не поверил сказанному Апостолами о Воскресении Христовом, а потому пребывал в неведении ожидания. «После восьми дней опять были в доме ученики Его», - повествует далее евангельский текст (25). Господь Иисус преподал Апостолам мир. Затем обратился к Фоме со словами: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20,27). В ответ Фома исповедал: «Господь мой и Бог мой!» (28).

Это пасхальное апостольское исповедание веры чрезвычайно важно. Самим моментом своего появления оно указывает на основу основ христианства. Вера – абсолютный и неподотчетный Дар Бога. Она рождается в сердце через соприкосновение с Плотью Христовой. Более того, исповедание Фомы является единственным во всем евангельском тексте прямым исповеданием Божества Христова. Оно суть христианской веры. Отсюда и смысл ответных Христовых слов: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (29). В Ветхом Завете Бог преподал через Моисея десять заповедей. Сын Божий Иисус в Нагорной Проповеди произнес девять заповедей блаженства. «Блаженны не видевшие и уверовавшие», — это десятая заповедь блаженств, которую обращаясь к Фоме произнес Христос.

В V–VI веках Церковь на Востоке сотрясали христологические споры. В итоге, ровно за тысячу лет до разделения Западного Христианства на католичество и протестантство, Восточная Церковь разделилась на две равновеликие и противостоящие друг другу части с центрами в Александрии и Константинополе. Последняя сохранила для себя наименование «Православной», а Александрийская также продолжала именоваться ортодоксальной, то есть православной, но с течением веков в глазах внешнего мира обрела наименование «коптской». Споры шли о человечестве Иисуса Христе, и на деле, напрямую затрагивали саму суть Его Воскресения и Вознесения.

Так в те времена, епископ и богослов Юлиан Галикарнасский (+518) предложил казавшееся многим компромиссным решение. Согласно Юлиану, Господь Иисус был подлинным Богом и подлинным Человеком. Однако, по Воскресении, человечество Христово встало на путь «упразднения» и «растворения» в Божестве. В итоге, по Юлиану, в Вознесении человечество Христово упразднилось полностью, будучи всецело пронизано божеством. В противостоянии Юлиану враждовавшие половины восточного христианского мира как бы на мгновение как бы смогли объединиться в данном определяющем саму суть православия моменте богословия. И православные и «копты» независимо друг от друга осудили мнение Юлиана. Общение между ними никогда не было восстановлено. Но, независимо друг от друга они отстояли истину о том, что, полнота человечества Христова пребывает по Воскресении. «Иисус сказал Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20:27). Уверение Фомы означает, что благодаря Воскресению Господа Иисуса и Его Вознесению, у Бога … бьется человеческое сердце.