Publications

Святая Анастасия Узорешительница

Августин Соколовски 

Сегодня 4 января, когда до празднования Рождества Христова по юлианскому календарю осталось всего три дня, Церковь празднует память святой мученицы Анастасии. Одна из самых почитаемых святых Древней Церкви, Анастасия упоминается в древней Римской евхаристической молитве. Память о ней жива по всей христианской Вселенной и по сей день. 

Святая пострадала за Христа в Великое Гонение Диоклетиана (303-313) примерно в 304 году, в иллирийском городе Сирмия, современной сербской Сремской Митровице. По месту своего страдания она именуется Анастасией Иллирийской или Анастасией Сирмийской. 

В нашей православной традиции святая носит имя ‘Анастасии Узорешительницы’. Это наименование связано со служением заключённым - подвигом, который святая взяла на себя в память о своём учителе в Вере во Христа Хрисогоне. Святой пострадал за Христа в Аквилее, где язычниками он был утоплен в море. 

Анастасия приносила заключённым пропитание, при помощи подкупа тюремщиков перевязывала их раны. Муж ее, язычник Публий, к тому времени умер, и Анастасия могла таким образом во благо распоряжаться его состоянием. Важно отметить, что тюремное служение в Писании, Предании и истории Древней Церкви имело весьма важное значение. 

Оно нашло своё отражение и в текстах православного богослужения. Достаточно вспомнить прошение ‘о пленённых’ и их избавлении в мирной ектенье и других молитвах. Более того, сам Ад в пасхальных богослужебных текстах именуется темницей и уподоблен тюрьме. 

В свою очередь, в Писании Апостол Пётр, в своём Послании говорящий о сошествии во ад Господа, говорит, что после Своей Крестной смерти, Христос, ‘сошёл во ад, и находящимся в темнице духам, сошед проповедал’ (1 Пет.3,19).

Наконец, Сам Господь Иисус говорил о служении находящимся в заключении, как об одном из весьма немногих абсолютных критериях оправдания на Страшном Суде. ‘В темнице был и вы пришли ко Мне’ (Мф.25,36). Получается, что служение узникам Господь усвояет Себе! 

При этом, необходимо понимать, что тюрьмы в современном понимании, берущем своё начало в истории Нового Времени, в древности в принципе не было. Тогда всякий, виновный или оклеветанный помещался в узилище, и, порой без всякой надежды, безвременно, ждал своей казни, и, очень редко, освобождения. 

Примером того библейская история Патриарха Иосифа. Напомним что, согласно Книге Бытия, Иосиф Прекрасный был оклеветан по развратной клевете жены своего хозяина (Быт.39;7-20). 

Итак, лишения свободы на определенный срок в качестве наказания во времена Анастасии не существовало. Тем более, шансов на освобождение в период гонения от язычников у христиан без отречения от веры просто не было. Спустя многие столетия, при большевиках, не помогло бы и отречение. 

Согласно житию, однажды придя в тюрьму Анастасия не она обнаружила находившихся там прежде христиан. Ее недоумение вызвало у тюремщиков подозрение в том, что и сама она христианка. Это было время Великого Гонения. По обвинению в христианстве Анастасию ожидал процесс. 

Описание страдания мученицы сохранило весьма интересный эпизод. Зная о богатстве вдовы, прежде чем донести об ее христианстве вышестоящим, начальник тюрьмы предложил ей откупиться деньгами. Ответ Анастасии был библейским, и, одновременно, весьма поучительно современным. 

‘Подкупать’, то есть помогать, должно неимущих. Ибо подобным образом, Даром Благодати, благотворит Своим людям Сам Господь. Дарует им Веру, освобождает от смерти и Ада. Богатым же подкуп, то есть, по сути, коррупция лишь во вред. Послужит лишь к большему осуждению. 

Во окончание своего мученического свидетельства, Анастасия была привязана к дереву и сожжена. 

Имя святой в переводе означает ‘Воскресение’. Язычники не верили в воскресение плоти. Поэтому Анастасия - было одним из новых христианских имён. 

Парафразируя, название романа Честертона, ‘Человек, который был Четвергом’, Анастасия была Воскресением. Потому Празднование в память святой за три дня до Рождества, а трёхдневное время согласно Писанию и Символу Веры всегда было связано с Воскресением и особым всесокрушающим Избавлением от Бога - удивительное совпадение, малое знамение Христово. Улыбка Бога, как благословение тем, кто во все времена будет чтить память святой.