Publications

СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА

Августин Соколовски

В течение года память святителя Григория Паламы (1296–1359) празднуется дважды: Великим Постом и в 14 (27) ноября в день заговенья на Рождественский Пост. По своему замыслу это два разных воспоминания. Великопостная память представляет собой благодарение Богу за Православие, выраженное в богословских трудах святого Григория. Второе празднование – это личная память святого, день, в который он в 1359 году отошел ко Господу. Это день его рождения, как первые христиане именовали дни кончины праведников.

Осенняя память Григория празднуется Церковью гораздо менее торжественно, чем весенняя. Для большинства верующих этот день его памяти вообще проходит незаметно. Удивительным образом, эти два празднования в честь Григория Паламы, торжественное и смиренное, отражают историю его почитания.

Дело в том, что менее чем столетие после отшествия к Богу святого Григория Константинополь пал под ударами османов. Византийская Империя прекратила свое существование, приостановилась богословская жизнь. Афонские монахи помнили своего учителя. Но в целом образованные церковные круги устремляли свои взоры в далекое святоотеческое прошлое первого тысячелетия. Григорий был почти что современником, и богословские споры, которые предшествовали падению Империи, с ее гибелью внезапно утратили актуальность. Необходимо было пройти векам.

После Революции и Гражданской Войны в России множество наших соотечественников оказалось на чужбине. Среди них были философы, богословы, интеллектуалы. В культурных и академических центрах того времени, впервые в истории, русской богословской мысли пришлось столкнуться с западным христианством. Тогда сделалось очевидным, что среди прочих авторов западные богословы своим наибольшим авторитетом среди Отцов Церкви считали святого Августина (354–430), а из более поздних авторов постоянно цитировали Фому Аквинского (1225–1274). Это были ключевые авторы, «матрица всех заключений», как об этом писал один из богословов Нового Времени.

В поиске аналогичного убедительного основания для богословствования православные обратились к Трем Святителям, Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. В частности, главный православный храм в Париже тогда же был освящен в честь этих святых. Тогда же мысль русских богословов обратилась к святому Григорию Паламе, который жил на столетие позже Фомы Аквинского, но к тому времени был почти забыт.

На основании трудов святого была предпринята попытка выразить то наиболее важное, уникальное и великое, что отличает православие от западного христианства. Ключевые работы Киприана Керна, Владимира Лосского, Иоанна Мейендорфа были посвящены именно Григорию Паламе. Так, при его участии, создалась знаменитая русская парижская школа православного богословия. Смирение осеннего дня памяти святого по сей день остается отражением прежнего забвения.