Publications

Святой Максим Исповедник

3 февраля Церковь празднует память преподобного Максима Исповедника (580-662). Преподобный Максим был монахом, подвижником, богословом, философом, учителем духовной жизни, мистиком, политиком, и пророком. Жизнь свою он окончил, как исповедник и мученик. Максим оставил после себя множество богословских, философских и аскетических творений. Максим – один из величайших святых в истории Вселенской Церкви.

Каждая их перечисленных сторон его биографии была прожита настолько в полноте, что может показаться, будто бы эту одну большую невероятную жизнь прожило несколько разных людей. Тем очевидней во все времена было искушение, свести личность Максима лишь к одной из только перечисленных сторон, превратив его просто в аскета, борца с ересями, философа или богослова, автора глубокомысленных текстов, то есть, попросту забыть, ограничившись лишь календарным его поминовением.

Максим жил в переломное время. Родившись в 580 году, он был на десять лет моложе основателя Ислама пророка Мухаммеда, пережил правление четырех праведных халифов (632-661). В 662 был убит за правду константинопольским императором вскоре после того, как в Багдаде был основан Халифат Омейядов (661-750). Максим начал свою карьеру секретарем при дворе Императора Ираклия (610-641), в правление которого Империя вначале полностью разгромила Империю Персов (628), а затем лишилась большей части своих территорий, и отражала арабскую осаду у стен Константинополя. В это же время двор перешел с латыни на греческий, а христианство, теснимое новой исламской верой, впервые перестало быть единственным Вселенским Исповеданием.

Сохранилось две основные биографии Максима, одна из которых была составлена его почитателями, другая – богословскими оппонентами. Согласно первой, он родился в Константинополе, от благородных и благочестивых родителей, согласно второй, происходил из Палестины и в зрелом возрасте пережил обращение.

Максим был секретарем Императора Ираклия. Оставив высокий пост при дворе около 613 году, он был игуменом монастырей, вначале возле Халкидона, а затем, с 624, недалеко от Кизика, в Малой Азии. Священником Максим не был.

В это время Империя терпела поражение от персов. Максим же удалился на Кипр и Крит, а затем с 630 пребывал в Карфагене. Находясь в духовном общении с Патриархом Иерусалимским Софронием (560-638), Максим изучал христологию великой древней Карфагенской Церкви. Сформированная под влиянием Августина, она особенно подчеркивала подлинность человечества Христова. Это учение легло в основу Томоса Папы Льва Великого (390-461) и определений Халкидонского Собора (451).

Империя стремительно теряла свои территории, вначале в результате поражений от персов, а затем – арабских нашествий. Желая восстановить общение с Александрийским Патриархатом, и, тем самым, привлечь на свою сторону население, и сохранить территории, Император постепенно стал навязывать Церкви учение, согласно которому во Христе было только одно, божественное действие (616), а затем (638), что у Господа была только божественная воля. Именно этому учению противостал Максим, совместно с Папой Мартином. Монофелитство было осуждено его как ересь на Латеранском Соборе в Риме (649). «Что не воспринято – не исцелено». Господь Иисус был подлинным человеком.

С этого момента для Максима начался период исповедничества. Его последовательно ссылали, допрашивали, пытали, ссылали и возвращали вновь. В итоге его снова вернули в Константинополь, подвергли истязаниям, вырвали язык, отрубили руку, и отправили в изгнание. Максим умер от ран 13 августа 662 года.

Преподобный пострадал как мученик за исповедание правой веры. Но не только. Императорская власть требовала от него признания своего права вмешиваться в дела Церкви. «Это не дело Царей», - отвечал Максим.

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski