Августин Соколовски, доктор богословия, священник
31 января, в последний день предпоследнего зимнего месяца Церковь чтит память святых Афанасия и Кирилла. Святые были величайшими из святых епископов Александрийской Церкви после самого Апостола Марка. С течением веков совместное празднование в их честь и стало общей данью памяти Александрийской Церкви. Однако, прежде, когда православные христиане по имени и житию знали Святых Отцов, помнили и чтили дни их памяти, Празднование в честь Афанасия и Кирилла было подлинным Малым Торжеством Православия.
Важно отметить, что дни памяти святых не выбирались Церковью произвольно. По аналогии с первохристианскими временами, когда Церковь праздновала исключительно Крестную Смерть и Воскресение Господа, дни памяти святых, в первые века христианства, праздновались в день их мученической, или праведной кончины. В соответствии с пасхальной тайной, они именовались Днем Рождения, ибо были подлинной малой пасхой, по образу Великой Пасхи Христовой.
Впоследствии вера во всеобщее воскресение стала основанием для того, чтобы праздновать дни обретения и перенесения мощей святых. Так, и совместная зимняя память Афанасия и Кирилла Александрийских исторически связана с перенесением мощей Афанасия в Константинополь при патриархе Германе (715–730) в первой половине VIII века. Тогда мощи святого были положены рядом с мощами святого Кирилла в храме Святой Софии.
Афанасий Великий (295–373) стал одним из первых епископов не мучеников, удостоившихся общецерковного почитания. День его рождения, то есть праведной кончины, легко запомнить: он всегда приходится на 2 мая. Афанасий был многократно сослан, испытал преследования и страдания, но выжил и прожил долгую жизнь, став исповедником.
Всю свою жизнь он отстаивал истину о том, что Божественный Логос, воплотившийся во Иисусе Христе, не был сотворен, единосущен Отцу и божественен. Это учение было принято на Первом Вселенском Соборе 325 года в Никее, и подтверждено на Втором Соборе в Константинополе в 381, во многом именно благодаря Афанасию.
Почитание Афанасия быстро распространилось по всей Вселенной, на Востоке и на Западе. Так, в своем слове памяти Афанасия на день его рождения, 2 мая 379 года, святитель Григорий Богослов уже уподобляет святого патриархам, пророкам и апостолам, а также именует его «Столпом Церкви» и «Отцом Православия».
Кирилл Александрийский (370–444) – был последним великим представителем Александрийской Школы Богословия и греко-христианской литературы Египта. Был учеником своего дяди по отцовской линии, архиепископа Феофила, и другого своего родственника, великого старца и духовного писателя преподобного Исидора Пелусиотского (370–449).
От Феофила Кирилл унаследовал полемический дух и непримиримость в противостоянии еретикам и оппонентам, а от Исидора - любовь к богословию, истолкованию Писания и аскезе. От обоих своих наставников святитель унаследовал особенное почитание монашествующих. Именно на их авторитет он опирался в своих многочисленных противостояниях с язычниками и еретиками. Сам Кирилл провел годы в подвижнической жизни.
Благодаря ли обстоятельствам того времени, или личному темпераменту, но пастырство Кирилла не было таким уж безошибочным, как у Афанасия. Так, 403 году, уже будучи пресвитером, он сопровождал Феофила на печально известный Соборе под Дубом, вблизи Константинополя, на котором был несправедливо низложен Иоанн Златоуст. В 412 Кирилл преемником Феофила по александрийской кафедре, после чего, только по настоянию Римского Епископа, в 418 восстановил поминовение уже почившего Златоуста в церковных диптихах.
Кирилл был непримирим в религиозных и догматических противостояниях. Он противоборствовал язычникам, иудействующим, а также церковному расколу новациан-ригористов, но главная заслуга его перед Церковью была в торжестве православного учения о личности Богочеловека-Христа на Третьем Вселенском Соборе в Эфесе в 431 году. Согласно этому учению, Личность Христа – божественна, Христос – воплотившийся Логос, Слово Божье.
Год рождения Кирилла, то есть его личной пасхи-кончины, легко запомнить: святой отошел ко Господу в 444м.
На Пятом Вселенском Соборе в Константинополе в 553 году Афанасий и Кирилл упоминаются среди 12 Отцов и Учителей Церкви, на которых зиждется догматическое учение Христовой Церкви. Среди Отцов: Василий Великий, Григорий Богослов, Иларий Пиктавийский, Августин Иппонский, Лев Великий, и другие.
Очень важно, что воспоминание святых Афанасия и Кирилла не только великое торжество, но и грустный праздник. Дело в том, что в 451 состоялся Четвертый Вселенский Собор в Халкидоне, на котором догматические формулировки учения Церкви о Богочеловеке Христе получили дальнейшее уточнение. Но с этим не согласилось большинство верующих Александрийской Церкви.
Поэтому уже в 536 году, Александрийский Патриархат разделился надвое: город Александрия, с 300 000 верующих, остались в общении Вселенской Православной Церкви, Патриархатов Рима, Константинополя, Антиохии и Иерусалима. Прочий Египет, около 6 000 000, во главе с альтернативным (коптским) патриархом и собственной иерархией, начали отдельное существование. Важно отметить, что такая же параллельная иерархия, во главе со своим Патриархом, с 519 года существовала и в Антиохийской Церкви, которая, в отличие от Александрии, поделилась примерно надвое.
Все это весьма способствовало быстрому захвату всего Египта арабскими армиями, которое произошло ровно столетия спустя после разделения Александрийского Патриархата.