Августин Соколовски
18 (5) июня Церковь празднует память преподобного Феодора Иорданского. Сохранившиеся сведения о святом крайне немногочисленны.
В житии, приводимом святым Димитрием Ростовским, говорится, что святой Феодор был скопцом, но затем оставил мирскую жизнь и поселился в Иорданской Пустыне. В Восточно-Римской Империи, которую мы привыкли называть Византией, при дворе в Константинополе, скопцы несли особое служение. Лишенные определенных мирских амбиций, они могли часто исполняли важные властные функции, ибо пользовались доверием властей предержащих. По-видимому, Феодор был одним из таких прежде знатных и властных людей.
К VI веку большая часть Египетского монашества, а также часть Сирийского примкнула к противникам Халкидонского Собора, а потому не находилась в евхаристическом общении с Православной Церковью. Формально, они стали монофизитами. Кроме того, небольшие египетские монастыри и отшельники часто подвергались нападению разбойников. Крупные монастыри постепенно превратились в епископские резиденции и просветительские центры, где, скрываясь от православных византийских властей, находили прибежище монофизитские епископы. Поэтому подлинной гаванью правой веры и безопасным местом для подвига стали обители Газы и Палестины. Этим объясняется, почему из Константинополя Феодор отправился в Святую Землю. По-видимому, ради особой духовной близости его к великим палестинским подвижникам память его празднуется в один день с великим Отцом Пустынником Аввой Дорофеем Газским (510-580).
Согласно житию, со временем Господь даровал ему благодать чудотворений. Однажды, по пути на корабле в Константинополь паломники, с которыми находился сам Феодор, оказались без воды. Тогда, Феодор, помолившись, зачерпнул воды из моря, перекрестил ее, и она оказалась пресной. Внутренний голос сказал ему при этом, что Бог сотворил это чудо не ради него самого, но ради милосердия и блага ближних. По-видимому, сам Феодор осознавал, что просил тогда у Бога невозможного. Морская вода не могла стать пресной. Такая молитва о перемене сил природы требовала особенного дерзновения. Потому Бог, услышав святого, незримо и немедленно вложил ему в сердце поучение к смирению. В Книге Апостольских Деяний с Апостолом Павлом, терпевшем кораблекрушение по пути в Рим, произошло ровно обратное, ведь Бог сохранил тогда жизни всех плывших с ним, ради самого Павла (ср.Деян.27:24). Феодор немедленно передал этот смысл происшедшего окружающим. Так и мы, когда просим чего-либо у Бога в молитве, будем верить, что получим просимое не ради нас самих, но ради пользы находящихся в нужде ближних, и, главное, тех святых, которые, подобно Феодору Иорданскому, в небесах возносят о нас молитву.