Прощаясь с Праздником Воздвижения Господня в этот первый год третьего десятилетия третьего тысячелетия - а мы, православные христиане, ждем, приветствуем и провожаем каждый из великих праздников, как дорогих нам живых людей – Церковь, как Общество Верующих, вспоминает те библейские чтения, которые, согласно Уставу, были прочитаны в Воздвиженские Дни.
Так, за богослужением Недели по Воздвижении, по Уставу, читается отрывок из Послания Апостола Павла к Галатам, посвященный Кресту Господню. Суть Павловых слов - в истине о том, что спасение возможно только Крестом Христовым. Спасение – это жизнь во мне Бога, спасение – это когда я больше вовеки не один. «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2;19-20).
В евангельском чтении Евангелие от Марка приводит слова Господа Иисуса: «Если кто хочет идти за Мной, да возьмет Крест Свой и следует за мной». «Да возьмет Крест Свой» и только свой. Ибо тот, кто обманным образом объявит себя способным взят чужой крест, есть Антихрист. Именно он, подмена Иисусу, и Анти-Христос, провозгласит все беды людей законченными. «Ибо когда будут говорить, «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их ад» (1 Фес.5,3).
Итак, Воздвижение – это один из двенадцати наиболее значимых праздников богослужебного года. Для нас, а особенно для людей «Допандемийной Эры», такое большое количество празднований могло казаться чрезмерным. Однако, для человека Эпохи Вселенских Соборов, когда, собственно, и сформировался наш богослужебный круг, каждый день был подарком. Никто не знал, что принесет грядущий день. Незнание это было не сложившимся устойчивым выражением, но подлинным исповеданием хрупкости, уязвимости, невыносимой легкости собственного бытия. В этом – знамение времени, невероятно подлинная возможность приобщиться неповторимости церковных празднований.
В отличие от прочих одиннадцати двунадесятых праздников, Воздвижение не относится к событиям из Библейской Истории или Священного Предания. К примеру, Рождество Христово описано в Евангелии, а празднование Рождества посвящено рождению в мир Спасителя Христа. Введение Богородицы во Храм – посвящено первому входу в Иерусалимский Храм Девы Марии. Оно описано в Предании. И так далее.
В свою очередь, Воздвижение не воспоминает то или иное деяние Господа или Божьей Матери, но обязано своим происхождением двум событиям. Во-первых, это Обретение, или, на современном русском языке, нахождение Святого Креста, на котором Господь был исторически распят, в 326 году при Императоре Константине (+337) в Иерусалиме.
Во-вторых, Праздник Воздвижения имеет своим поводом возвращение Креста из Персидского Плена в 629 году при Императоре Ираклии (+629). В начале VII века Римская Империя со столицей в Константинополе вела войны с другой крупнейшей сверхдержавой современности – Империей Персов. В результате серии поражений ромеев, то есть, православных «византийцев», крест был захвачен и уведен в плен. Император Ираклий отправился в поход за Крестом и в ходе ответного наступления вернул святыню в Иерусалим и восстановил разоренный было врагами город. Так вновь, словно за три столетия и три дня до этого, совершилось торжественное прославление Креста – Его Воздвижение. Эти два исторических события легли в основу, стали причиной, поводом и главным смысловым центром двунадесятого празднования.
Эпоха от «Первого» до «Второго Воздвижения» продолжалась ровно 303 года. По аналогии с Константиновским Временем – эпохой православных христианских огромного масштаба Сверхдержав-Империй во главе с Императорами, Царями, Королями, поддерживавшими Церковь – от Константина I до Николая II, время от обретения Креста до его «персидского» возвращения может быть названо «Воздвиженским Временем». Тогда православный христианский мир жил совершенно особым ощущением. Всем казалось, все были убеждены и все верили, что вот-вот и наступит время, когда Православное Христианство распространится по Всей Вселенной. Наступит всемирное торжество христианства на нашей планете, и история устремится к своему завершению. Но этого не произошло.
Ибо вскоре, спустя всего несколько лет после Второго Воздвижения Ираклия, возвращения Креста из Персидского Плена, начались арабские завоевания и нашествия. Ведь две Империи, Константинопольская и Империя Персов, настолько истощили себя во взаимном противопоставлении и разрушении, что у них просто не осталось сил на какое-либо новое военное противостояние и даже сопротивление.
Христианство тогда же было разделено на две параллельные Церкви. Вследствие догматических споров после решений IV Вселенского Собора в Халкидоне (пригороде Константинополя) Восточное Православие разделилось на две параллельные Церкви: со своими патриархами, епископами, монахами и верующими. Начиная с 519 года в Антиохии, и с 536 года в Египте и Александрии существовали две такие параллельные Церкви. Каждая из них считала себя православной, каждая, в полемике, по возможности, огнем и мечем, старалась положить конец существованию «Церкви-Альтернативе», «Церкви-Конкуренту».
(Для примера количество православных христиан в Александрийской Церкви в то время насчитывало 300 000 верующих, тогда как число монофизитов, то есть противников Халкидонского Собора в остальном Египте (помимо столичной Александрии) равнялось 6 000 000 верных! Христиане Сирии и Антиохии «делились примерно поровну …).
Получается, что в момент начала арабских завоеваний у Православной Ромейской, Константинопольской, «Византийской» Империи во главе с Ираклием не нашлось сил противостоять своему поражению. Более того, почти ни у кого не было и такого стремления. «Монофизиты», то есть, противники Халкидонского Собора, приветствовали этих новых непрошенных гостей как свое подлинное освобождение!
Мир стремительно поменялся. Эпоха Воздвижения закончилась. Началось новое время, когда на большей части прежде православных христианских земель распространился Ислам. Так появилась религия без Креста, а История Мира радикально изменила свой ход. Нам, в этом жизни, никогда не удастся по-настоящему объяснить эти судьбы Божьи. Эта неспособность означает ничто иное, как невозможность для человека увидеть историю, мир, реальность … Глазами Бога.
Так торжество Церкви по поводу Воздвижения Честного и Животворящего Креста, прежде отмечавшееся по всей Вселенной в уверенности скорой неминуемой христианизации всей земли, стало приобретать новые, все более духовные, мистические, таинственные контуры. Крест стал преображаться в подлинное знамение духовной внутренней победы Господа Иисуса над грехом, проклятием и смертью в возрожденном верой человеке.
В богословии Западной Православной Церкви (то есть до условного 1054 года) это преображение было переосмыслено в категориях учения святителя Августина Блаженного о благодати. «Истинная доброта человека во всей ее чистоте и свободе может проявиться лишь по отношению к тому, кто не обладает никакой силой», - пишет Милан Кундера. Так подлинное, истинное и единственное непреходящее значение Воздвижения раскрылось в рождении нашей человеческой любви к Распятому на Кресте Богу.
В свою очередь, в Восточном Православии, Праздник Воздвижения стал приобретать домостроительные контуры. Важно отметить, что, согласно богослужебному календарю, за сорок дней до Воздвижения празднуется Преображение. Очевидно, что, таким образом, Церковь наша стремилась придать Воздвижению дополнительное, домостроительное, на современном русском «экономическое», то есть, имеющее непосредственное отношение к истории спасения значение. Начав с прославления, Церковь наша полюбила Крест. И вовсе не случайно, что завершающие слова евангельского чтения Недели по Воздвижении говорят о … Преображении. «И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые, из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк.9,1).
И, наконец, Крест – это Великая Святыня. Это Шехина – Сама Намоленность и Место Присутствия Божия. Как об этом поется в песнопениях Церкви: «Крест – Ангелов Слава и демонов язва». Обычно именно демонам свойственно уязвлять, позорить и губить людей, но Крест подлинно стал тем топосом, тем местом Славы Господа Иисуса, где демоны, зло и всякая нечисть сделались синонимом слабости, пустоты, никчемности, грязи, мерзости, запустения и поражения во веки веков (ср.Апокалипсис 20,14).
Августин Соколовски, священник, доктор богословия