Publications

Святая Мария Египетская

Августин Соколовски

В пятое воскресенье Великого Поста Церковь чтит память преподобной Марии Египетской. Это великопостное воспоминание святой Марии изменяется в зависимости от даты празднования Пасхи. Оно почти никогда не совпадает с календарным, неподвижным днем ее памяти, который ежегодно приходится на 1 апреля по юлианскому, или 14 по современному светскому, григорианскому календарю.

Итак, в течение года память Марии празднуется дважды. Между двумя воспоминаниями существует весьма важная разница. Дело в том, что единожды в году Церковь празднует в честь Марии и ее святости, по дару благодати. В этот день Мария – «просто» одна из святых. Ее прошлое стало житием, все греховное Крестом Христа стерто. Ведь она уже, отныне и вовеки, пребывает с Господом Иисусом в Общении Святых во Славе. Вера в Общение Святых провозглашается в древнем Апостольского Символа Веры. Церковь призывает Марию и просит ее ходатайства.

В канонически написанных иконах, верующий, который молится перед образом, сам становится центром священного изображения. Это явление именуется обратной перспективой.

В свою очередь, Пятое Воскресенье Великого Поста есть дерзновенная попытка Церкви, как Общества Верующих, этого Сообщества Покаяния, лично пережить обстоятельства и биографию это великой святой покаявшейся. В этом главный смысл традиции прочтения жития святой Марии за богослужением, который, несмотря на всеобщую грамотность, до сих пор сохраняется в наших храмах.

Великопостное воспоминание Марии Египетской ретроспективно. Оно носит ярко выраженный общественный, общинный, соборный характер. Оно исполнено благодати. Ибо благодать есть коммуникация. И всякая подлинная земная человеческая коммуникация есть отблеск благодати, и наоборот.

Время жизни святой Марии нам в точности неизвестно. Скорее всего, она была современницей другого великого покаявшегося грешника – святителя Августина (354–430). Это время в истории Церкви именуется Золотым Веком Отцов Церкви

При этом, важно понимать, что женского монашества, как места покаянного подвига кающихся жен, в Церкви еще не существовало. Обители того времени были организованы вокруг христианок знатного происхождения, которые, по дару благодати, пожелали служить Богу от своих имений. Вокруг себя они собирали благочестивых христианских вдов и дев, служили паломникам, нищим и больным.

Это было великое дело. Однако в подобных обстоятельствах Марии Египетской просто не было где клаву подклинить. Многие годы она скиталась по местам безлюдным, в частности, в Иудейской пустыне, в надежде, что Господь ее простит.

Величие подвига Марии – в явлении Богом обилия дара благодати для всех подлинно кающихся. Одновременно, это и воспоминание Церкви обо всех тех, кто подобно Марии, подлинно покаялся, но не смог сохранить для истории свое имя. «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает», - говорит Господь в Апокалипсисе (2,17). Святые жены пребывают в Общении Святых и ходатайствуют обо всех, кто жаждет успеть покаяться в наши окаянные последние безбожные дни.

Постоянный день памяти святой Марии в месяцеслове празднуется 1 апреля по юлианскому календарю. В этом году переходящая, то есть, пасхальная память Марии, согласно календарю григорианскому, приходится на 2 апреля. Как если бы эти два кажущихся непримиримыми календаря, в эти последние времена всеобщего разделения, вместе указывали миру на образ святой, издревле почитавшейся всей Вселенской Церковью, на Востоке и Западе, и явившей, силой благодати, пример воссоединения раздробленного грехом и страстями человека с праведностью и освящением во Иисусе Христе.