Августин Соколовски
15 сентября Церковь празднует память святителя Иоанна IV Постника (582–595). Иоанн – первый в истории патриарх, ставший носителем титула Вселенского.
В молодости Иоанн был золотых дел мастером. Пережив сознательное обращение, он посвятил себя служению Церкви, и стал диаконом. В те времена это был чрезвычайно высокий сан. Из диаконов могли избирать патриархов. Иоанну было поручено заниматься делами милосердия в столичной епархии.
Народ почитал Иоанна за способность сочетать высокое служение со скромностью, милосердием и нескрываемой любовью к самоограничению. Однако, само наименование «Постник», было выражением иронии сильных мира сего, которые подозревали его в лицемерии. Сами они понимали пост чисто внешне, считали дни, чтобы дождаться праздника, как повода наесться. Поэтому Иоанна при его жизни в стали именовать «постником».
Люди часто судят праведников со злобой, Господь же умеет обрушать их замыслы. Он помнит каждое слово людей (ср.12,36). Людскую иронию Он обращает в правду. «Слово Его – острее меча, оно судит намерения сердечные» (Евр.4,12). Так и случилось с Иоанном.
Однажды, уже будучи Патриархом, он попросил у императора Маврикия (582–602) взаймы на дела благотворительности большую сумму золота. В качестве гарантии этой ипотеки он дал под расписку все свое имущество, которое останется у него после смерти.
Когда в сентябре 595 года Иоанн отошел ко Господу, обнаружилось, что оно состояло из: «низенькой деревянной кровати, толстого одеяла из дешевой шерсти и простого плаща». «Толстое дешевое одеяло», - напоминание о том, как голодный человек не спит, ибо мерзнет ночами …. Так сделалось очевидным, что пост Иоанна был интегральным. Он не имел ничего общего с едой, но в благодати облекал его праведностью. В наше время, когда пища часто вообще является искусственной и границы между постной и скоромной едой кажутся все более стертыми, пример всецелого поста Патриарха Иоанна весьма назидателен.