Publications

Святой Николай Чудотворец

Августин Соколовски

22 мая Церковь празднует память святителя Николая Чудотворца, почитание которого чрезвычайно велико. Вне всякого сомнения, Николай является одним из наиболее чтимых святых в истории. Причем это почитание распространяется не только на весь православный мир, но и на весь христианский. Как спонтанная реакция на столь великую славу одного из святых возникает вопрос, почему же некоторые святые почитаются больше других?

Ответ на этот вопрос раскрывается в библейском учении, согласно которому бессмертный, созданный по образу Божию человек, достигший богоподобия в святости, живет и продолжает жить во веки. Остается живой, мыслящей, любящей личностью и покинув этот мир.

Поэтому многие святые предпочли славословить Бога день и ночь. Как бы удалиться от почитания людьми, и после смерти телесной сохранить то смирение, что оживотворяло души их в телесной жизни на земле. Как сказано в книге Апокалипсис: «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них» (Апок.7;14-15). Эти святые, возлюбившие более всего славословие Бога, руки свои возложили на святителя Николая и поручили ему заступничество за людей. Сами же предпочли пребыть в неизвестности. Великие святые и прежде всего святители, святые епископы – современники самого Николая.

Из истории Древней Церкви известно, что спустя всего несколько десятилетий после кончины святителя Николая в пределах Римской империи, насчитывавшей тогда, по различным оценкам, примерно пятьдесят миллионов человек, было две тысячи епископов. Почему же именно Николай своими собратьями и Богом был избран для столь великого служения людям после своей кончины? Если обратиться к тексту его жития, то можно убедиться, что из его жизнеописания до нас почти ничего не дошло. Его слава святости – это прежде всего посмертная слава знамений и чудес, рождавшаяся из почитания. Современники Николая, великие святые епископы Востока и Запада православного христианского мира – Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Миланский, Августин Иппонский и Лев Великий, – ничего не говорили о Николае в своих произведениях.

Согласно житию, святитель родился в 270 году, то есть был исповедником эпохи гонений и отошел ко Господу в 345. Он пережил не только легализацию христианства при императоре Константине (+337), но и Первый Вселенский Собор 325 года, застав начало эпохи великих догматических споров. Но для современников и ближайших своих потомков Николай остался в безвестности. Это таинственное исчезновение его из непосредственной памяти истории было Богом вознаграждено теми великими прославлением и славой, которые он получил свыше.

Вера во Второе Пришествие Христово является догматом. Ежедневно она провозглашается в Символе Веры словами: «Верую во Единого Господа Иисуса Христа. Вновь Грядущего со славой, судить живых и мертвых. Его же Царству не будет конца». Ожидание Господня Пришествия помещает нас, Церковь, как общество верующих, в период между двумя Пасхами: нашей земной Пасхой, сугубо празднуемой в период от Воскресения Христова до Пятидесятницы, и той Великой Пасхой Господа Иисуса, когда Он вернется во славе со всеми святыми. Господь воскресит всякого человека, когда-либо жившего от создания Вселенной. «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победой» (1 Кор.15;53-54).

Для правильного, православного, ортодоксального понимания святости особенно важно осознавать, что святые – это не только и не столько помогающие нам заступники, как бы остающиеся в Церкви после Воскресения и Вознесения Господа Иисуса, Единого Единственного Истинного Чудотворца и Святого на все времена, но они же предшественники Его Второго Славного Пришествия. Как об этом таинственно говорится в Евангелии от Матфея: «И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во Святой Град и явились многим» (Мф.27;51-53). Таким воскресшим, вышедшим из гробов «Предвестником Пришествия Христова» сделался для Церкви и Вселенной святитель Николай, к которому верные обращаются с просьбой о ходатайстве пред Богом.