Publications

Память мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Память мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

30 сентября Церковь чтит память мучениц Веры, Надежды, Любви, и матери их Софии. Предание Церкви сохранило множество похожих повествований о свидетельстве страдания мучениц Софии, Веры, Надежды и Любви. То есть, в разных городах и странах хранились схожие предания о христианских мученицах - матери и дочерей - носивших такие имена. Так вера первых христианских поколений призывала свидетельствовать о вере во Христа даже до смерти независимо от пола, возраста, интеллекта и происхождения. 

Одно из таких повествований говорит нам о том, что Вера, Надежда и Любовь, и матерь их София были римскими христианками и жили в I веке в Риме. По свидетельству жития, они сами устремились пострадать за Христа в свидетельстве веры, то есть, не скрывались от представителей языческих властей. Так, память Церкви сохранила не только их имена, но и неповторимую подробность о добровольном их свидетельстве за Христа. Более поздние сведения времен римского епископа Григория Великого (+604) говорят о том, что София была вдовой из Милана. Распродав там свое имение, она переселилась в Рим.  Дочери пострадали за Христа первыми. Мать их София погребла их на Аппиевой Дороге, а сама умерла от горя три дня спустя. 

Пожалуй, одним из наиболее удивительных парадоксов человеческого языка является ограниченность числа имен. Постоянному стремлению каждого человеческого существа к собственной единственности и неповторимости всегда, или почти всегда, соответствует повторяемость имени. Ведь даже самые редкие имена повторяются, а те неповторимые, новые, творчески придуманные имена, которыми родители иногда называют детей, чтобы те могли таким образом отличаться особенно, часто слишком необычны. По сути, каждое имя это омоним. Ведь за ним, повторяющимся, всегда скрывается единственный, неповторимый, подлинный, индивидуальный человек. Если продолжить эту логику, каждый человек, то есть все человечество по отношению друг к другу, является омонимом. Гениальным омонимом, который придумал Сам Бог.  

Имена Веры, Надежды, Любви соответствуют названиям христианских евангельских добродетелей. София же на греческом языке означает премудрость, то есть, человеческую и философскую мудрость, а также, одновременно, указывает на Божественную Премудрость — Христа. Церковь Господа Иисуса, как и всякая христианская Община, является обществом верующих во Христа людей, и, по сути своей, общением освященных Именем Господа Иисуса имен. Некоторые из имен обязаны своим происхождением именно христианству, как Вера. Надежда и Любовь, другие — человеческой и божественной добродетели, как София …. Великое множество имен! 

В Крещении человек не просто обретает имя, но и приносит свое собственное, данное родителями имя, в великое Собрание Имен. Имен всех тех, кто отныне участвует в Общении Святых. Получается, для Общины важно не только уметь даровать новокрещенному особенное церковное имя, но и воспитывать в себе умение всякое новое - доселе не имевшееся в святцах имя - принимать, благословлять и воцерковлять,.  Ведь все спасены одним единственным именем — Именем Господа Иисуса Христа (ср. Деян.4,12).

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski