Publications

СВЯТОЙ ПЕРВОМУЧЕНИК АЛБАН

Августин Соколовски

Великий святой минувшего XX века, архиепископ Иоанн Максимович (1896–1966) говорил о необходимости почитания древних западных святых. То есть, всех тех праведников, которые просияли пред Богом в первые столетия христианской истории, когда общение между Церквями Востока и Запада существовало в реальности и было основано на общей вере и исповедании православия.

В устах владыки Иоанна призывание святых с просьбой о небесном ходатайстве становилось не только благочестивой практикой, но подлинной заповедью, долгом и обязанностью. Такая память о святых – это не просто дозволенная форма благочестия, но животворящая благодатью добродетель. В свою очередь, забытые святые – это не просто отсутствие имен в церковном календаре, но святость, однажды неповторимо просиявшая в истории, которая стала невидимой. Вселенная плачет о святости.

Одним из таких древних святых, забытых в Православии, был мученик Албан. В Древней Церкви он почитался, как первый пострадавший за исповедание веры во Христа христианин на территории современной Британии. Как первый в своем народе, Албан по древней традиции Церкви именуется первомучеником.

Примечательно, что день отшествия к Богу Иоанна Максимовича, 2 июля, стал днем его памяти после канонизации. На третий день, словно в таинственной библейской поэтике Христовых слов, 5 числа того же месяца Церковь празднует память самого святого Албана. В своей почти одновременной памяти в июльские дни летней святости Иоанн и Албан улыбаются Церкви из Небесного Царства.

В III веке Британские острова представляли собой весьма отдаленную от Римской Империи пограничную территорию, где лишь изредка напоминали о себе римские императоры.

Согласно житию, во время одного из таких «царских посещений» от властей поступил приказ об аресте странствующих христианских проповедников. Именно в это время Албан приютил у себя такого гонимого священника. Сила благодати и личный пример странника привели самого Албана ко Христу. Он уверовал и был крещен. Более того, когда гонители пришли в его дом, он выдал себя за пастыря, которого искали. За это он был обезглавлен.

В этой удивительной искрометной подробности раскрывается суть новозаветного отношения к заповедям Бога. Как живая икона Живого Бога в спонтанном самопожертвовании святого явлен был смысл слов Христовых: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15,13). Христос не просто исполнил заповеди Небесного Отца, но Сам стал их Живым Отображением. Так ученики Его, христиане, каждый в свою меру, по дару благодати и определением Бога, призваны заповедь олицетворять, тем самым, делая ее живой и прекрасной.