Publications

Неделя X по Пятидесятнице Исцеление бесноватого отрока (Мф.17,14-2)


Воскресное евангельское чтение X Недели по Пятидесятницы – одно из тех чтений, которые недостаточно просто выслушать. Необходимо задаться вопросом о том значении священных слов, которое бы соответствовало замыслу автора. Автором же Библии является Сам Бог.

Буквальное повествование и слова Господни в этом отрывке священного текста понятны не вполне. Отец приходит ко Господу и просит за своего сына, который беснуется в новолуние и бывает повергаем в холод и жар. Отрока страшно мучит демон. Но обращаясь к Спасителю, отец как бы невзначай прибавляет, что Апостолы не смогли исцелить его сына.

В ответ на это, Господь изгоняет беса. Господь исцеляет отрока. После этого, Господь говорит о том, что вера - даже размером с горчичное зерно - была бы достаточной передвигать горы. Господь говорит, что молитва и пост изгоняют бесов. Господь предсказывает свое распятие и воскресение.

«О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?». Что могут означать эти слова Господни? Именует ли так Господь Апостолов за неспособность совершить исцеление бесноватого? Относятся ли эти слова к самому отцу, и его неверию? По Евангелию, ясно одно: неверие это болезнь. Неверие есть Топос Неподлинности. Измена предназначению человека.

По сути, Господь приводит общину к пониманию свойственной ей недостаточности, обрисовывает ту катастрофу, в которую превратилось наше невыносимо легкое человеческое бытие. Делает явным трагику отсутствия простых, подлинных, понятных и понимаемых без двусмысленности и лицемерия вещей. Вера может оказаться неверием, а дар и сила – просто бездействовать.

Пост и молитва, о которых говорит Господь, это не наши привычные правила, или условные диетические посты. Но настоящий библейский пост, означающий подлинный полный отказ от пищи и питья. Итак, Пост есть отказ. Преодоление собственной человеческой природы силой благодати. Воздержание, преодолевающее границы бытия.

Слова Господа о Кресте и Воскресении суть указание на то, что у всякого благодеяния Господа – дорогая цена. Цена Его Крови. Согласно буквальному свидетельству евангельского текста, Кровь Христова бывает изливаема за многих. Это «за многих» достойно большого внимания. Церковь молит Господа, чтобы каждый находящийся в ней, был удостоен искупления Его Кровью.

Евангельское чтение об исцелении приурочено к воскресенью. Благодаря этому, то есть, сквозь призму малого пасхального празднования, община учиться видеть вещи в пасхальном прочтении. Здесь всякая из множества перечисленных бед – а беда есть неверие – преодолевается пасхальной победой.

Бог превыше всего. Ибо способен был взять на себя неверие, принять на себя удары неукротимой человеческой одержимости, имя которой грех. Так беды и бедствия облеклись божественной славой. Славой взявшего наше. Славой отдавшего Себя нам без остатка.

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski