Publications

Святой Симеон Юродивый

3 августа Церковь чтит память преподобного Симеона, Христа ради юродивого и спостника его Иоанна. Святые были современниками Императора Юстиниана Великого (527–565). Оба они происходили из Сирии. Таким образом, подобно Ефрему Сирину, Мелетию Антиохийскому, Иоанну Златоусту, Симеону Столпнику, Симеону Столпнику Дивногорцу и многим-многим великим святым христианской древности, они стали удивительным даром Сирийского Христианства Вселенскому Православию.

Симеон и Иоанн познакомились во время паломничества в Палестину. Посещая святые места, оба намеревались вернуться в родную Сирию: двадцатилетнего Иоанна ждал отец и молодая супруга, Симеона – восьмидесятилетняя мать. Достигнув Иерусалима с его суетой паломнического центра и большого города, они укрепились в своем желании вернуться домой. Однако, покинув Святой Град, они посетили мир палестинских монастырей, где, на берегах Иордана, приняли решение остаться в Лавре Преподобного Герасима. Первоначально, подвижники жили по уставу общежития, а затем посвятили себя отшельничеству.

Спустя 29 лет аскетического подвига Симеон решил вернуться в Сирию. На сей раз им овладело желание миссионерского служения. Вернувшись в Эмесу (современный Хомс в Сирии), Симеон, избегая славы, скрыл свою идентичность и подвизался в подвиге добровольного юродства во Христе.

Юродство, или безумие, Христа ради – это отказ от прагматичного, выверенного, добропорядочного поведения, сознательное повреждение своей внешней репутации, принятие личины неадекватности, неразумия и безумия, ради спасения себя от антихристова числа «666»: сладострастия, денег и власти.

Как и всякий особенный чин святости, Юродство во Христе обладает своей особенной семантикой. Согласно Павлу, святость встраивается в существующую структуру человеческого поведения, преображая ее и вводя в Общение с Богом Духом Святым во Христе: «Каждый поступай, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам. Всё – в соблюдении заповедей Божьих. Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1 Кор.7;17,19,20).

По поводу юродства, или безумия, важно сказать, что древность по-иному воспринимала феномен психического несоответствия, того, что позднее стали именовать неполноценностью, расстройством, болезнью, отсутствием разума. Считалось, что ум психически иного, слабого, безумного, юродивого человека, когда его немощь, подлинная или кажущаяся, сопряжена с верой, отсутствует здесь на земле, сам по себе, никуда не пропал, не отсутствует и не исчез, а пребывает с Богом, у Бога и пред Богом, славословя Его день и ночь (Откр.7,15). Отсюда и то дерзновение, которым обладала молитва юродивого, драгоценность его ходатайства пред престолом Творца за живущих здесь своей рациональностью и своим умом. Юродство как великое упразднение, как суббота самого драгоценного – Разума, Ума, Мышления – чем наделил человека Бог.

Симеон и Иоанн вместе вспоминаются Святой Церковью. Это означает, что, в глазах Божьих и по свидетельству Церкви, их связывало друг с другом особое духовное братство, общность аскетического идеала и единство биографии. Свидетельством тому житие: уже много времени спустя после того, как Иоанн остался подвизаться в Палестине, а Симеон нес подвиг юродства в Сирии, в Палестину пришла группа сирийских паломников. Обратившись к Иоанну, они просили его благословения. Движимый Духом Божьим, подвижник, подобно древним пророкам, произнес: «Вернитесь в Эмесу, в Сирию, и там вас благословит Симеон».

Время Симеона и Иоанна было последней эпохой, когда египетское, сирийское и палестинское христианство пребывало в единстве с Православной Вселенской Церковью, а монахов, сторонников и противников Халкидонского Собора, продолжал вдохновлять общий аскетический идеал. Тем не менее, в 519 году Антиохийская, а в 536 году Александрийская Церковь разделились на два параллельных Патриархата - православный и «монофизитский» - и с тех пор существовали, как два враждебных, проклинающих друг друга мира. Спустя столетие, в 630-е годы началось арабское завоевание Востока, и противники Халкидонского Собора в Египте приветствовали разрушителей Христианской Империи, как посланных свыше освободителей для христиан. Возможно, что, отображая в себе трагедию происходившего тогда разделения, принял на себя обличие безумия Великий Симеон.

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski