Publications

Юстиан и Феодора


На одной из крупнейших книжных выставок журналисты обратились к организаторам с вопросом о том, почему отдел, посвященный Церкви и богословию чрезвычайно мал. «Небо опустело», - не без иронии звучал ответ. В каком-то смысле это, свойственное эпохе постмодернизма ощущение «пустого неба» передается и членам Церкви. Быть может, оно отражается и в том поиске новых небесных покровителей среди святых для тех сфер жизни, что кажутся сегодня особенно важными для каждого человека. При этом, те древние святые, что когда-то считались, или могли считаться небесными покровителями брака, здоровья, врачевания, защиты отечества и обучения, то есть, всего того, что, подобно жизни и смерти, неотъемлемо обще для всех, верующих или неверующих людей, как бы ушли, уступив место новым.
Так, в наше время есть святые, выбранные Церковью в качестве покровителей благополучного христианского супружества совсем недавно. Каждый член Общины, знает о Петре и Февронии, многие совершают паломничество к их мощам в Муром, а день их памяти 8 июля отмечается как «День семьи, любви и верности». Покровителями христианской семьи и супружества считаются и последний русский император, страстотерпец Царь Николай II с супругой Александрой. Однако, Община, которую Господь призывает жить богатством сокровищницы истории, богословия и Предания, извлекая из нее и новое, и старое (ср.Мф.13,52), призывается к тому, чтобы помнить и о древних, исторических, покровительствующих ей святых. 
27 ноября, в первый день Рождественского Поста, знаменующего собой период Пришествия Господа или Времени Адвента, Церковь чтит память одной древней замечательной супружеской четы – супружеской пары Императора Юстиниана (482-565) и Царицы Феодоры (500-548). 
Судьба Юстиниана и Феодоры, и совместная их жизнь, удивительным образом отразилась на судьбах всей Христианской Империи, а значит, всего христианской цивилизации и Церкви. Жившие в VI веке, они были необыкновенно современны. По свидетельству историков, Феодора в юности была актрисой, что в древности было сопряжено с другими, зачастую порочными обязанностями. Поэтому брак с актрисой запрещался канонами. Юстиниан пренебрег этим, для брака с Феодорой изменив законодательство Великого Константина. 
Юстиниан правил Империей как некий визионер. Его можно уподобить Христофору Колумбу, который, когда все его современники довольствовались существующим положением вещей, грезил о новом мире, к которому и проложил путь, единственный осознавая величие замысла. Юстиниан задавался особенными целями, хотел вернуть славу Великой Римской Империи – единого Царства Востока и Запада. 
Юстиниану удалось отвоевать у вандальских племен Римскую Африку со столицей в Карфагене, вернуть Италию и Рим. Но вскоре сделалось очевидным, что это предприятие было слишком дорогостоящим, представляло собой движение вопреки истории, а потому эти великие территории не удастся удержать. 
Юстиниан стремился не только распространить христианскую державу на прежние, теперь потерянные территории, но и объединить пошатнувшееся единство Христовой Церкви. 
Церковь в эпоху Юстиниана начинала распадаться на две равновеликие части. Решения прошедшего в 451 года Собора в Халкидоне, недалеко от Константинополя, отражали христологию Римской и Константинопольской Церквей и говорили о двух природах, божественной и человеческой во Христе. В согласии с Писанием Собор говорил о том, что человечество и божество во Христе соединены «неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно». Противники решений Халкидона не отрицали, что Христос – Богочеловек. Однако, само слово «две» по отношению к природам во Христе, стали настоящим культурным шоком для Великой Александрийской, Сирийской и других великих Восточных Церквей. 
Эти догматические формулировке трудны даже для нашего восприятия. Так что можно себе представить, насколько сложны они были для понимания православных христиан того времени. Египет, Сирия и Палестина стали двигаться в сторону отделения. Церкви, подобно тому, как это происходит на наших глазах в современном православном христианстве, грозило тогда разделение на два Православия: официальное, поддерживаемое Империей в Константинополе, и «народно-монашеское» на Востоке.
Супружеской чете Юстиниана и Феодоры удавалось приостанавливать это разделение благодаря взаимной мудрости и столь важной для нас в XXI веке способности супругов быть и действовать независимо друг от друга. Конфликт противоположностей в любви.
Юстиниан был самым крупным восточным православным богословом VI века. Переведем это на язык наших реалий. Представим себе, чтобы бы было, если бы нынешние правители современных сверхдержав были мощнейшими богословами современности! 
Будучи грамотным богословом, Юстиниан придерживался халкидонской формулировки о двух природах во Христе при единстве Его божественной личности. Феодора же покровительствовала его оппонентам, отрицавшим эту формулировку и готовым ради этого пойти на разрыв церковного единства. Феодора, в особенности, покровительствовала египетским монахам-аскетам, гонимым епископам, в буквальном смысле скрывала их в Константинополе, как бы пряча их от гнева своего супруга. Старалась примирить их с власть предержащими. Таким образом, удавалось сохранить видимое единство Церкви, и церквей.
Так продолжалось до кончины Феодоры в 548 году. После чего стареющий Юстиниан разочаровался в возможности примирить богословских мятежников Востока с Римом и Константинополем путем диспутов и переговоров, и перешел к политике преследования так называемых «монофизитов», то есть тех, кто отвергал Халкидон, настаивая, что во Христа единая богочеловеческая природа.
Достаточно сказать, что последствием этого противостояния двух частей Церкви стало быстрое распространение Ислама в последующем столетии. Ведь арабские завоеватели воспринимались гонимыми Империей монофизитами в качестве освободителей. Сирия, Палестина и Египет открывали ворота своих городов и столиц, чтобы таким образом обрести мир и свободы от кровавых преследований со стороны официального Православия Константинопольской Империи. Тогда не было уже ни Юстиниана, ни Феодоры ….
В память Церкви святые супруги вошли противоречивыми, но гениальными правителями. И, в отличие от большинства гениев, бывших индивидуалистами, и, как правило, остававшихся несчастными в своей личной и семейной жизни, гениальность Юстиниана и Феодоры была совместной и супружеской. 
Юстиниан вел войны, прошлое его супруги Феодоры противоречило церковным канонам. Но память Церкви назвала их праведными. Так Церковь подчеркнула, что у каждого человека – свое призвание в особом звании. На каждом из нас лежат свои обязанности. У кого-то их больше, у кого-то меньше. У кого-то же они совершенно колоссальны. 
Пример счастливого христианского супружества, любви, раскрывающейся в привязанности непонятной непостижимой инаковой трансцендентальности лица другого пола, явила себя в браке и жизни Юстиниана и Феодоры, отразившись на жизни Церкви, и на судьбах Империи и ее Церквей. Будто бы повторяя гениальную халкидонскую догматическую формулу, брак Юстиниана и Феодоры был «неслитным, неизменным, нераздельным и неразлучным» единением двух любящих друг о друга во Христе Иисусе невероятно современных нам людей.
иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski