Память святого Пантелеимона связана со святыми Ермолаем, Ермиппом и Ермократом, литургическое воспоминание которых празднуется накануне. Ермолай был пресвитером, то есть священником, а Ермипп и Ермократ - церковнослужителями. Шло гонение Диоклетиана, но они все равно проповедовали.
Об Ермолае сохранилось воспоминание, что он имел обыкновение смотреть в окошко домика, в котором жил, и благословлять всех прохожих. Так он благословлял всех проходивших, пока однажды той дорогой не прошел некто по имени Пантелеимон. Это был юноша, изучавший философию и медицину. Ермолай и Пантелеимон разговорились между собой. Тогда Пантелеимон услышал, что есть врач по имени Иисус. Когда болезни человеческие не уступая не отступают, учил Ермолай, нужно призывать именно Его.
Пантелеимон обратился и крестился. Впоследствии за исповедание христианства он был убит. Если бы этого не произошло, мы бы так никогда не узнали бы об Ермолае, Ермиппе и Ермократе. Ведь они упоминаются только в житии Панталеимона.
Все три имени являются производными от Гермеса. Это божество обмана, и, что очень современно, торговли. «Вне рынка нет спасения», как бы кричит нам всё повсюду. Ермолай это «народ Гермеса», подобно тому, как Николай - «победитель народов». Ермипп - это «конь Гермеса», или «конница Гермеса», наконец, Ермократ - это «сила Гермеса».
Все «большие боги», великие божества, имели двойственную сторону. Они могли гарантировать какие-то человеческие дела, выступать покровителями тех или иных обстоятельств. Но при этом они были очень убийственные, злые, беспощадные.
Особенность древних христиан заключалась в том, что они не меняли своих имен в крещении. Первым папой римским, изменившим свое имя при избрании, был Меркурий. Негоже римскому епископу именоваться «богом торговли», полагал он, и выбрал себе имя «Иоанн». Он правил очень недолго, с 2 января 533 по 8 мая 535, но переменой имени навсегда изменил историю.
Примечательно, что латинский Меркурий это и есть греческий Гермес. По-видимому, такое имя «годилось» для мученического свидетельства, но не подобало для князя Церкви, как Средневековье именовало епископат.
Почему в крещении христиане не меняли имя? Потому что крещение не создавало новой идентичности, в отличие например от священства, или монашества, но вбирало всякое новое имя и всякого человека в спасительность Христа.
Итак трое святых с похожими именами. Каждое из этих имен связано с Гермесом и само по себе призвано внушать страх. Страшные имена - безобидные святые. В этой парадоксальной кажущейся нелепой не сочетаемости нуминозного, то есть, религиозного и угрожающего, и кроткого, потому что христианского, как бы от противоположного, виден лик Бога на земле. Часто приходится видеть, в иконах, изображениях святых, какой-то слишком добрый образ.
Во всем мире Божьем, в домашних животных, кошках, собаках, ежиках доброта. Такая благотворность. В присущем каждому природном дуализме почему-то свойственно отделять благотворность земную, человеческую, созданную, и божественную реальность. На самом деле это отражение этой последней. Бог в бесконечной степени всё это. Как в маленьких зеркалах, Он Себя в малом прекрасном являет. Ведь человек еще не создался. Он постепенно созидается, создается, чтобы сделаться Тем, Кем быть человеку суждено и славно. Ибо настоящий человеку уже есть. Ведь настоящий человек это Бог. Иисус - будущее человека. Об этом важно помнить. Святой Пантелеимон, Ермолай, Ермипп и Ермократ, да будут призываемы, чтобы избегнуть всякой неказистости миру людей.