Августин Соколовски
Первые дни Страстной Седмицы — это дни приготовления. Приготовления к Тайной Вечери. Приготовления к пасхальной трапезе Христа с учениками.
Одним из важнейших песнопений первых дней Седмицы Страданий Господа является светилен утрени. По традиции он исполняется на середине храма. В руке поющего, в темноте предрассветной тишины храма, одиноко горит свеча.
«Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный. Но достойной одежды не имею, чтобы войти в него. Просвети одежду души моей, податель Света, и спаси меня».
Образ вечери, брачного пира и торжества очень всегда был очень дорог Господу. Он не единожды говорил о нем в своих притчах. Так, в 22-й главе Евангелия от Матфея (Мф.22;1-14), Спаситель поведал ученикам о господине, сделавшем вечерю для многих приглашенных. Эта же притча, с небольшими различиями в повествовании, содержится и в 14-й главе Евангелия от Луки (Лк.14;16-24).
Когда настал Час Вечери, господин повелел рабу своему звать званных. Но «они все, как бы сговорившись, начали извиняться» (Лк. 14,18). «Я купил землю, купил волов, я женился …». Обыкновенные, человеческие, действительные, и в этой своей человеческой подлинности, несомненно, достойные принятия оправдания.
В качества оправдания отказа каждый приводит нечто свое. Это покупка нового большого имения, профессиональные обязанности, под которыми то библейское время подразумевало приобретение скота, или же, наконец, недавний брак, женитьба на молодой жене. Таковы библейские образы, они многократно встречаются на страницах Священных Книг.
При этом, очень важно, что приведенные оправдания отказа имеют под собой библейское обоснование. Так, весьма строгая в своем законодательстве Книга Второзакония повелевает: «Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагать на него» (Втор.24,5). Сердце человека не будет с Господом, а потому следует освободить новобрачного от войны. Такова логика Писания.
Однако, то же Писание учит слушать Бога. Слышать суть Его обращения и ни в коем случае не искажать его. Потому что Господь приглашал не на войну, а на Вечерю. В новозаветной перспективе образ вечери означает приглашение на Царство. Господь Иисус пришел как Истинный Мессия. Враги Его, приводя в свое оправдание библейское заповеди, предали Господа на смерть. Нельзя оправдывать зло Законом Бога.
В ответ Хозяин Вечери разгневался и сказал рабу своему: «Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых» (21). «Исполнено, как приказал ты, и еще есть место» (22). Тогда Господь сказал рабу: «пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, никто из тех званых не вкусит моей вечери, ибо много званых, но мало избранных» (23–24).
В этой же притче, как она приводится в Евангелии от Матфея (22;1-14), говорится о некоем человеке, одетом не в брачную одежду (11). Обнаружив Его, Царь – Господин Вечерю, повелел извергнуть его вон (13). Именно этот образ вспоминается Церковью в эти Великие Дни. В устах верующих он становится молитвой Церкви, чтобы Господь принял взывающих к Нему в свой Небесный Чертог.
В Писании есть и другой образ вечери. В самом конце Книги Апокалипсис, «Ангел, стоящий на солнце, воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божью, чтобы пожрать трупы царей, коней и сидящих на ней, трупы всех свободных и рабов, малых и великих» (Апок.19,17-18). Вечеря, на которую Господь призывает птиц небесных …
Нищие, увечные, хромые и слепые – все мы, или, лучше, вся Церковь, как Общество Верующих, освященное Себе Богом из всех народов собрание духовных и нравственных калек. Те, кто не был зван, оказались гостями на Вечери Евангелия. Званные же, прежде казавшиеся избранными, сильные мира сего, в духовном антихристовом, ставшие отверженными, и, при этом, гостями, или, лучше, участниками, страшной апокалиптической вечери.
Соединение этих двух образов вечери, из Евангелия и Апокалипсиса, чрезвычайно важно в эти Святые Дни Седмицы Страданий Господа. Важно оно и в наше лукавое время. Эпоха всего искусственного - это время людей без содержания, время приглашения неизвестно куда. Вспоминая фильм «Покаяние» Тенгиза Абуладзе (1924–1994), по пути, не ведущему к Храму».
Звучащее со всех сторон приглашение да не заглушит Глас Господа, зовущего Церковь Свою и Свой Мир на подлинную Вечерю, которая есть, прежде всего, сама Его Жизнь. Жизнь Бога. Бога, со страниц Евангелия, дающего нам новое, новозаветное, определения Самого Себя, как Будущего всякого Человека.
Следует особенно остерегаться, чтобы не приводить ложных, кажущихся благочестивыми оправданий, для отказа от Причастия. «Ибо от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостью, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского Естества», - пишет Апостол Петр (2 Пет.1;3-4).
Приближение к Святой Святых божественной жизни здесь на земле в Евхаристии должно становится осознанием безоговорочной готовой решимости участвовать в Вечере Бога – единственной возможности избежать начинающейся, здесь и сейчас, вечери суда из божественных слов Апокалипсиса.