Publications

ИСЦЕЛЕНИЕ СОГБЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ (Лк.13;10-17)

Августин Соколовски
 
Евангельское повествование об исцелении согбенной женщины повествует о том, как Господь Иисус исцелил находившуюся восемнадцать лет в практически парализованном состоянии жену. 
 
Этот рассказ занимает всего восемь строк 13-ой главы Евангелия от Луки. Читается он в 28-ю Неделю по Пятидесятнице, то есть за литургией 28-го по очередности воскресного дня после празднования Сошествия Святого Духа на Апостолов.
 
Это значит, что повествование об исцелении согбенной обладает особенным назидательным и смысловым значением. 
 
Ведь, по подобию великопостных воскресений, и, в особенности, воскресных дней от Пасхи до Пятидесятницы, воскресные чтения за литургией призваны придать особенное содержание самой сути еженедельного празднования Дня Господня. 
 
Днём Господа Древняя Церковь, а также некоторые современные языки, греческий, итальянский, французский и испанский, пусть и в несколько сокращенной форме, именуют воскресенье. 
 
Евангельские чтения воскресений подобраны таким образом, чтобы в течение всей следующей недели славить дела Христовы. Наилучшим способом восприятия этих чтений со стороны верующих было бы запоминание их очередности и содержания. Таким образом, Духом Святым, через Писание и Богослужение, сердцу и уму открывалась бы особенная таинственная благодатью задуманная последовательная логика божественного спасения.
 
Евангельский текст говорит об исцеленной согбенной женщине, которая 18 лет провела в практически парализованном состоянии и с трудом передвигалась. 
 
Восемнадцать лет вся человеческая жизнь во времена древности. Из-за обилия войн и эпидемий продолжительность жизни в древности была весьма краткой. Поэтому и совершеннолетие, с точки зрения права, наступало раньше.
 
Писание всегда современно. Поэтому те же 18 лет, проведенные в тяжкой немощи, в Евангелии, одновременно, обозначают, совершеннолетие, молодость, то есть, по мнению современности, лучшие человеческие годы. У каждого они свои. Важно, при этом помнить, что древность считала лучшим возраст зрелости. 
 
Господь исцелил страждущую жену словом. В субботу он учил в синагоге. Сам увидел страждущую, нашел, подозвал ее к Себе и исцелил словом. Как бы указывая на Свои Явления по Воскресении, исцелил ее легко и победоносно. По удивительному слову Евангелия: ‘Освободил ее от недуга’ (Лк.13,12). Ибо грех, болезнь, и смерть есть не свобода. ‘Свобода же там, где Дух Господень’, как пишет Павел (2 Кор.3,17).
 
Господь возложил на согбенную женщину руки. Как некогда на Апостолов. Как на освобожденную из народов прежде языческую Церковь. По слову Павла, ‘предал Себя за нее, очистив в купели посредством слова’ (Эф.5,26).
 
‘Она тотчас выпрямилась и стала славить Бога’ (13). Однако, тогда раздался голос начальника синагоги. Он отчаянно протестовал. Возмущался, негодовал и осуждал.  ‘Сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать, в те и приходите исцеляться, а не в день субботний’ (14). По сути, он приравнивал исцеление к делу. Дарованное Богом именовал работой. Осуждением приговаривал к бездействию Творца Вселенной. Навязывал Господу ‘свою субботу’.  Подобно биополитике современности, уже определял, когда жить, как дышать, где спасаться от болезней. 
 
Но не только. Подобно всей нашей современности, пытался все измерить практикой, временем, выгодой, платой, трудовыми отношениями. Провозглашал вместе с миром сегодня, что ‘вне рынка спасения нет’! 
 
Итак, начальник синагоги осудил народ, который ждал исцеления. Осуждал исцеление, которое только что произошло. Осуждал, не упоминая о ней конкретно, но обобщая с народом, и помещая ее назад в толпу, саму исцеленную женщину. Осуждая всех, осуждал Исцелителя. Но боясь навлечь гнев, не называл Его по имени. 
 
Суть общей молитвы была благодарность. Но начальник синагоги пытался превратить ее в сообщество неблагодарных. По сути, отрицая саму суть общения людей в Боге
 
Этот текст, несомненно, содержит в себе поучение. Он учит нас смотреть на происходящее в мире глазами Писания. Не пытаться оценить происходящее глазами Бога. 
 
Человек всегда остается человеком. Независимо от степени собственного благочестия. Потому никто не обладает правом суда над вещами сокровенными. Особенно если речь идет о вещах божественных, объяснение которым сокрыто в Боге. 
 
Потому должно жить аксиомой. Бог – Спаситель. Дьявол – губитель и клеветник.
 
Человек – оклеветан. Ближний наш – тот, кто находится в беде. Каждый отвечает сам за себя. Но стоящий рядом, ближний или дальний, может быть связан сатаной. Потому ведет себя не адекватно. В телесных жестах, в вещах нравственных и моральных. И, тем более в немощах и болезнях.  Достоин не осуждения, а милосердия. Ибо ‘связан сатаной’. Так об этом про согбенную женщину сказал Сам Господь (Лк.13,14).  Не судя ближних ради милосердия, человек начинает видеть мир глазами Бога, имя которому - Любовь. 
 
Должно жалеть всех страдающих. Желание осудить должно немедленно пресекаться. Ибо виновник всякого зла – дьявол. Он виновен во зле, в человеческих болезнях и смерти. Он, по слову Апокалипсиса, ‘клеветал на братий наших день и ночь’ (Апок.12,10).  День и ночь в клевете. Осуждение - участие в этом дьявольском ‘всенощном бдении’. 
 
Некогда дьявол оклеветал первых людей перед Богом. Он продолжает мучить человеческий род своей клеветой. ‘Он был человекоубийца от начала, он - ложь и отец лжи’ (Ин.8,44).
 
Важно осуждать грех. Не осуждать других. Сожаление о других — это просьба к Богу об исцелении. Потому что исцелить может только Он. Бог может помочь в любое мгновение. Присутствие Бога должно осознавать. Воспитывать чувство этого присутствия везде и всегда. 
 
Получив просимое от Бога, важно тотчас вспомнить, что мы Его об этом просили. Незаметной молитвой. Словом «вот бы», «если бы», «как бы». Всяким простым пожеланием, у которого, как кажется, не было и адресата. 

Тем более в вещах сложнейших. Пожеланиях здоровья, выздоровления, исцеления, безопасности. Всякая просьба может быть адресована только Богу. Только Бог может помочь и в делах житейских, и в делах сверхъестественных. В обоих случаях действует Он. Через людей, методом благодати, посредством известных Ему инструментов. 

Боже, пошли мне человека, как не прося, просил Христа расслабленный в Евангелии (ср. Ин. 5,7). Как бы следуя Пари Паскаля в его удивительно постмодерной логике: Если Он есть, всякая просьба адресована Богу. Если же нет, никто не в силах помочь. 

Большинству свойственно забвение. Должно воспитывать в себе память благодеяний, немедленное благодарение. Получив должно мысленно брать себя за руку. Тем самым перекрывать кислород гордости. Немедля славить Бога. 

Так, согласно Евангелию, поступила исцеленная женщина. Так, отображая Церковь  спасенных во Христе Иисусе, в благодарности, о всех славных делах Его» (Лк.13,17), радовался об исцелении народ. 

Ибо Церковь - сообщество Евхаристии, а значит, Общество Благодарных, общение благодарения, Невеста Христова, и, одновременно, обещание быть принятым на Брак Жениха. 

Ибо Бог - бесконечная Адресация  Себя в Откровении. Благодатью, даруемой даром, Бог - будущее людей. Бог - Грядущее человека. Бог - причина благодарить.