Августин Соколовски
XX век стал временем нового открытия иконописи. Философы, историки и богословы пришли к выводу о том, что древняя икона обладала особенными, теологическими правилами написания. Была открыта обратная перспектива, строгая последовательность цветов, минимализм подробностей и иные глубочайшие характеристики. Развитие этого размышления привело к далеко идущим выводам. Так, отец Павел Флоренский однажды сказал: «Если есть «Троица» есть Бог». Под Троицей он имел в виду не догмат, но икону!
В отличие от большинства святых, иконография которых стремилась изобразить обстоятельства времени, в которое они жили, иконы и изображения святого Георгия часто помещали его в контекст, в котором писались сами эти образы. Эта уникальная особенность. На нее стоит обратить внимание. Пожалуй, можно было бы написать отдельный труд, "богословие образов святого Георгия».
Известны различные типы изображения святого. На иконах, картинах и иных образах мы часто видим Георгия верхом на коне, поражающим дракона. Это торжество над демонской силой и воспроизведение образов Апокалипсиса. Великомученик обретает ангельские черты, он архистратиг и победитель в последней битве над злыми силами. Интересно, что исторически подобным образом изображались и другие святые, особенно те из них, кто, подобно Георгию, был воином и царского рода, благородного происхождения.
Известно, что в эпоху противостояния арабским завоеваниям, а позднее в борьбе с османскими армиями, Георгий изображался с крестом на спине или же с украшенным крестом знаменем. Впоследствии этот крест святого Георгия был положен в основу флагов многих христианских стран, стал важнейшей наградой. Такой богословский фундамент в светской символике.