Publications

Старый Новый Год

Старый Новый Год

Августин Соколовски, доктор богословия, священник

Празднование Нового Года можно воспринимать по-разному. Как среди светских людей, так, в особенности, среди нас православных христиан есть те, кто придает этому дню особенное значение, есть те, кто совершенно отказывается праздновать. Церковь — это сообщество истолкования, общество тех, кто, по слову Господа, призван задаваться вопросом о знамениях времен, а значит, и о значении времени и о смысле его перемен.

Конечно же, в разные времена, как Церковь, так и мир, отмечали Новый Год в разные даты. Это был день Благовещения 7 апреля (25 марта). Это и начало осени, 1 (14) сентября – новолетие в наших богослужебных книгах. Это и начало Пасхи – новый отчет времени, также отраженный в порядке богослужебного устава о чтениях Писания. Это и старый Новый Год – в память о новогоднем праздновании в Российской Империи, в последние времена своего существования жившей, как известно, с опозданием на тринадцать дней по юлианскому календарю.

Важно понимать, что все прежние даты празднования Нового Года, кроме первого января, были сопряжены не с днем или годом Рождения в Мир Спасителя. Но вели отчет либо от Сотворения Мира, как в России до Петра I, от Великого Гонения при Диоклетиане (303–313), как некогда в Древних Восточных Церквах, когда от языческой имперской власти пострадало великое множество христиан.

Разнообразие дат и летоисчислений говорит о том, что время остается временем. Оно относительно, а потому христианам не должно быть его пленниками. Господь Иисус Христос, по подсчетам историков, в действительности родился на несколько лет раньше общепринятой даты Рождества, родился, согласно дню рождественского празднования, не 1 января, но 25 декабря (7 января). Это несовпадение хронологий, символической и действительной, глубоко промыслительно. Тем самым, Господь приводит Церковь к пониманию того, что время, в которой она странствует во времени, не хронологическое, но мессианское. Господь Иисус освободил нас от времени, и каждый день, здесь и сейчас, и до конца истории, может вернуться вскоре, чтобы завершить ее. «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Апокалипсис 22;12).

Тем не менее, и в этом главный библейский смысл празднования дат и времен, Новый Год – это повод к благодарению. Призыв воспринимать времена и лета с благоговением. Потому что время – великий дар Бога человекам. Рассуждая о времени, философ Мартин Хайдеггер (1889–1976) говорит о том, что животное, например, кошка, живет во времени, но не обладает им. Человек – единственное существ, знающих не только о своем существовании, но и о своем окончании. Человек – ведающий о своей смерти. Homo mortalis – человек смертный – такое определение человека «даровал» нам XX век. Знание о смерти человек передает другому знанием, словом и делом, разумением. Как об этом говорит наш современник философ Джорджо Агамбен (род.1942): «Язык – это ангел смерти».

Получается, что отношение ко времени – это, пожалуй, самое важное, что может почерпнуть человек из празднования Нового Года. Понимание того, что Господь, в преддверии его наступления, открывает перед нами некое новое измерение времени. Открывает время, в которое мы входим, как некий чертог. Вспомним песнопение: «Чертог, Твой, Спасе, вижу украшенный, и одежды не имам да вниду в онь».

В ожидании открытия врат этого нового, предстоящего года, мы просим впустить нас. Простив нам наши грехи. Грехи предыдущего старого года, грехи прежних лет. Подобно тому, как входящие в брачный чертог, на пир торжества и верности, одевают новые одежды, мы просим Господа покрыть нас Одеянием Своего Благословения.

В эту новогоднюю ночь помянем всех тех, кто нас оставил, возблагодарим за тех, кто остался с нами, за минувший год. Просим Бога благословить и утешить всех.

Говоря словами евхаристической молитвы призывания Духа Святого на Хлеб и Вино в момент преложения, «мы просим, и молим, и умоляем», чтобы Господь, в предстоящий нам год, сохранял всех нас: наших родных и близких, нашу общину и наш приход. Сохранил, если только это возможно. Но мы знаем, что Богу возможно все!

Поэтому мы Бога просим. Мы просим оградить нас от болезни и беды. Мы, как дети, просим, даже когда видим, что все говорит об обратном, и все болеют, просим оградить нас от болезни. Просим, как Он нас научил. Сказал: «Просите и дано будет вам» (Мф.7,7). Господь благословил детей. Сказал и взрослым: «Придите ко мне, все труждающиеся и обремененные» (Мф.11,28). Следуя этим словам, этим заповедям и этим примерам, мы просим Бога, молитвами всей Церкви, ходатайством святых, прекратить пандемию. Просим, чтобы эти новые числа обозначения времени – «2022» - стали благословением, а не проклятием, как это было, к великой скорби, в году 2020.

Мы просим, чтобы Господь сковал руки тех, кто тщится погубить наш мир. Чтобы исполнилось обетование, данное в Откровении: «И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить живых и мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю» (Откр.11,18). Просим Господа остановить коварные замыслы тех, кто замышляет на нас и на Церковь.

В осознании того, что нам не дана безгрешность, мы просим Бога словами молитвы Господней: «Не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого». Просим оградить нас от впадения в тяжкий и непреодолимый грех. Чтобы Господь силой благодати как бы держал нас по воздуху, не допустил, силой благодати, чтобы мы потонули в недрах житейского моря. Даровал нам гравитацию Креста.

Мы просим Бога сохранить нас от взаимных обид. Чтобы в предстоящем году мы часто благодарили, чтобы хоть чуть-чуть становились лучше. Чтобы надежда не оставляла нас никогда. Чтобы одиночество нас не застигло врасплох. Чтобы всегда кто-то был с нами рядом, чтобы нам приходили на помощь. Чтобы Господь вразумлял нас в нужный момент приходить на помощь другим.

Попросим Бога обновить нас. Ибо Бог, согласно Библии, «Ветхий Днями», в нашем представлении, он бесконечно древен и, не побоимся этого слова, стар. Но он же, говоря словами святого Августина (354–430), бесконечно юный, Он – моложе каждого из нас. «Красота древняя и красота новая», - как писал в своей «Исповеди» этот карфагенский святитель. Бог моложе и юнее всех нас. Ученые посчитали, что взрослый человек за день улыбается редко, ребенок – чаще, а младенец – почти всегда, если не плачет. Так вот Бог есть бесконечная улыбка и неисчерпаемая милость. «Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин.4;7-8).

«О, Боже, твое благословение и близость да будут с теми, кто не спит и кто плачет в эту ночь. Защити твоих больных и успокой твоих уставших. Благослови твоих умирающих, утеши твоих страдающих. Помилуй твоих смятенных и будь с твоими радующимися. Благослови же каждого, смотря по нужде его». Так молился святитель Августин. 

Бог – Будущее Человека. Именно такое определение Бога дал нам Новый Завет. «Возлюбленные, мы теперь дети Божьи, и еще не явлено, что будем. Знаем, что, когда Он будет явлен, мы будем подобны Ему, ибо увидим Его, как Он есть» (1 Ин.3,2). Пусть же Новый Год приближает к нам это Наше Будущее. Пусть он станет живой лестницей в Небо, пусть ведет к прекрасному далеко, в горняя, к свету, Богу, пусть он будет, во Христе Иисусе Господе нашем, ступенькой в Царство.