Августин Соколовски, доктор богословия, священник
Церковь вступила в Рождественский Пост. Он длится ровно сорок дней – это библейское число – и предваряет празднование Рождества. Древняя традиция готовиться к рождению Бога во плоти до сих пор сохраняется, как на Западе, так и на Востоке. Просто на Западе аналогичный Посту период Адвента носит характер праздничный, а на Востоке – говорит об аскезе и постничестве.
Однако не следует себя обольщать. Ведь библейский Пост – отсутствие пищи и пития целый день до захода солнца. Напоминание об этом базовом правиле изначально предупреждает всякую постническую гордость.
Рождественский Пост – время, приближающее к Пришествию Господню. Здесь важно понимать, что дата празднования Рождества вовсе не случайна. Во времена Пришествия во плоти Господа Иисуса Христа среди библейского народа жило убеждение, что Праведник, Мессия, Сын Человеческий, Спаситель Мира, Христос, должен умереть в день своего зачатия. Астрономы смогли высчитать тот день, когда Господь был исторически распят. Это – 25 марта, или, по новому стилю, 7 апреля. То есть день Благовещения. Отсюда и происходит определение дня Рождества. Знакомая всем нам дата.
Знание об этом превращает Рождественский Пост в постоянное, ежедневное приближение. Поэтому очень важен отсчет день за днем: сорок, тридцать девять, тридцать восемь, тридцать семь, и так далее до самого Праздника.
Для первых христиан время Рождественского Поста не было воспоминанием, но ожиданием. Ибо первые христиане ждали возвращения Господа. Они говорили: «Иисус жив. И скоро вернется». Как если бы Он уже уведомил о Своем возвращении, говоря нашим языком, «уже постучал в дверь», «переступил порог», «уже позвонил по телефону».
Так древние христиане жили в непосредственном ожидании Пришествия Господа. Как об этом некогда написал философ Вальтер Беньямин (1892–1940): «Никогда не закрывайте дверь полностью, ибо в нее тможет войти Мессия». «Открой передо мною дверь, я прихожу», - парафразируя песню Виктора Цоя (1962–1990) из недавнего прошлого. Ожидание Рождества было для Отцов Церкви временем ожидания Второго Пришествия Господа.
Библия говорит о том, что нельзя встретить Бога во грехе. Поэтому постное время следует посвятить покаянию и исповеди. Покаянию пред Богом.
Раскаяние рождается из осознания греха. Писание говорит о том, что «грех есть беззаконие» (ср.1 Ин.3,4). Забвение об этом основополагающем определении превращает исповедь в спам. Когда мы говорим пустяки, как бы стараясь отвлечь Господа. Но спам не нужен Богу. Ибо то, что не нужно нам, не нужно Ему. Бог Библии – слышит хорошо, Он - живой и грозный.
Таинство покаяние, тайна предстояния перед крестом и иконами, требует готовности ловить себя за хвост греха. Подобно тому, как святые ловили за хвост дьявола. Пытаться вычленить конкретику греха. Исповедь – это археология беззакония.
Увидеть в себе – бытие мерзкого. Я – как антихрист, как число 666, как мертвец греха, который заслуживает обрушения. Принесение Богу этого мерзкого античеловека, «антихриста во мне» - «кожи, в которой я живу» - карикатуру на человека и Бога означает одновременную просьбу об обрушении этого идола.
Тогда Господь возвращает человеку его достояние. Ведь грех – это потерянная слава. У каждого непреложная, неповторимая и своя. Бог непременно вернет ее, если вести себя достойно.