Августин Соколовски, священник, доктор теологии
Сегодня Церковь чтит память святителя Мартина Турского. В лице святого Мартина мы почитаем покаявшегося римского воина, аскета-подвижника, святителя, бессребреника и чудотворца. Благодаря своему милосердию к бедным, преследуемым и гонимым, Мартин вошел в память Церкви с именем «Милостивого». Именно Мартин основал первый монастырь на территории современной Франции и много проповедовал в Галлии, и за ее пределами. Существует мнение, что он стал первым святым не мучеником, канонизированным в Древней Церкви на Западе. Святой, образ которого сравним с Николаем Чудотворцем, Мартин был одним из наиболее почитаемых святых христианской древности.
С христианизацией Европы, и, в частности, Германии распространялось и почитание святого Мартина. В честь него возводились все новые и новые храмы. Поэтому, как правило, древнейшие храмы того или иного региона, как, правило, посвящены святому Мартину. В наши дни, только во Франции в честь Мартина названы 237 населенных пункта, ему посвящены около 3600 церквей.
С именем Мартина связано множество обычаев, народных и общественных традиций. Так, подобно Юрьеву Дню на Руси, слуги могли переходить к другим господам в день святого Мартина. Этот же день был днем заговенья на рождественский пост, некогда существовавший на христианском западе. Почитанию Мартина обязано своим происхождение и слово «капеллан». Так первоначально называли священников, служивших при «каппе» - хранившейся в Париже мантии святого Мартина. Существует и особенный паломнический путь святого, который начинается с места рождения святителя на территории современной Венгрии, проходит по местам его подвигов, чудотворений и проповеди, по Италии, Нидерландам, Испании, Хорватии и Польше, и заканчивается в Туре.
Почитание святителя Мартина чрезвычайно велико. Несомненно, он является одним из наиболее чтимых святых в истории. Причем, это почитание распространяется не только на весь православный мир, но и на всю христианскую планету. Как спонтанная реакция на столь великую славу одного из святых возникает вопрос, почему же некоторые святые почитаются больше других. Ответ на него раскрывается в библейском учении, согласно которому, бессмертный, созданный по образу Божию человек, достигший богоподобия в святости, живет и продолжает жить во веки. Остается живой, мыслящей, любящей личностью. Поэтому многие святые предпочли славословить Бога день и ночь. Как бы удалиться от почитания людьми, и после смерти телесной сохранить то смирение, что оживотворяло души их в телесной жизни на земле. Как сказано в книге Апокалипсис: «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них» (Апок.7;14-15).
Эти, возлюбившие более всего славословие Бога святые, руки свои возложили на святителя Мартина и поручили ему заступничество за людей. Сами же предпочли пребыть в неизвестности. Великие святые, и, прежде всего, святители, святые епископы, современники самого Мартина. Из истории Древней Церкви известно, что спустя ко времени кончины святителя Мартина, в пределах Римской Империи, насчитывавшей тогда по различным оценкам, примерно пятьдесят миллионов человек населения, было две тысячи православных епископов. По сути, ровесник славного IV века, годы жизни 316–397, Мартин был собеседником Амвросия Миланского (340–397) и Павлина Ноланского (354–431), и многих других, говоривших и упоминавших о Мартине в своих произведениях.
По смерти святой Мартин удостоился не только великого почитания, но ему пришлось и пострадать. Так, мощи святого были частично уничтожены иконоборцами протестантами-гугенотами в 16 веке, а посвященная ему древняя церковь в Туре была разрушена во время Французской Революции. Пострадала память святого и в новейшее время. Так, в результате секуляризации, то есть процессов обмирщения государства и общества в 19–20 веках, произошло заметное угасание его почитания. Некогда один из самых почитаемых святых, на рубеже второго и третьего тысячелетий он вдруг сделался забытым. Словно, с приближением Второго Пришествия Господня, в эти последние времена мира, Мартин Милостивый особым образом умилостивил Бога, упросив Его подпасть забвению от людей, чтобы, по слову Апостола Павла, ожидать Парусии Господа со всеми святыми на Небесах (ср. Фил.3;20-21).
«После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Апок.7,9). Мысленно представляя себе это великое множество святых, великих и малых, почитаемых и забытых, Церковь, как Общество Верующих и Невеста Христова, вместе со святителем Мартином, здесь и сейчас, ожидает Господа. Этому ожиданию суждено исполниться вскоре. «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною. И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: приди! Аминь. Ее, гряди, Господи Иисусе» (Апокалипсис 22;12,17-20).