Publications

Казанская икона


4 ноября Церковь празднует в честь Казанской Иконы. Иконы пишутся по канонам. Принято считать, что икона это не живописное произведение, не картина и не портрет. Иконами наполнена Церковь. Иконами полон мир. 
В современном мире популярно искусство карикатуры. Когда люди всматриваются в карикатуры, то есть в рисунки, которые намеренно обезображивают лица, лица других, известных и неизвестных людей, многим становится смешно. 
Но карикатуры бывают не только в повседневной жизни и в жизни общественной, но и в духовной. И если всмотреться в то, каковы они, наши духовные карикатуры, становится не смешно. Ведь ад это другие. Ад — это мы.
Есть евангельские чтения – о духовных карикатурах на человека. Одно из них — про бесноватого, жившего в гробах. Он никому не повиновался. Никому не поддавался. Евангелие, как всегда, немногословно.  
В бесноватом по имени  «Легион» - карикатура свободы. Постоянно производившей на свет все новые и новые карикатуры человека — иконы - образа Божия (Лук.8,26-39) Легион был побежден Христом. Господь Иисус изгнал всех этих демонов. Облек их свиной плотью и обрушил в море. 
У ног Иисуса сел тот, кто был прежде, только что, был карикатурой. Карикатурой, что  стала иконой - местом Славы Господней. Господь Иисус послал его на проповедь. Как Евангелие говорит, прежний бесноватый «пошел и проповедовал по всему городу».
Однако, и в духовной жизни, и в обыденной, все не так просто. Потому что те люди, что жили в окрестностях и знали этого бедного бесноватого человека, наверняка использовали его образ, как некую карикатуру. Над ним смеялись, хотя и боялись. Но, будучи защищены и оружием, и полицией того времени, – заключив бесноватого в карантин могил - они могли поступать безнаказанно. Смеяться над карикатурой «других».  
Средневековое богословие сотрясали споры о том, мог ли Иисус смеяться. Повествование Евангелия Луки о бесноватом показывает, что и Господу присущ настоящий смех.  Смех как указание, смех как знамение, смех как «мене, текел, фарес» (Дан.5; 25-28).
Эпизод с бесноватым, злыми духами и свиньями показывает, что, когда Господь насмехается над человеком, последнего ждет ущерб. Жители Страны Гадаринской лишились всего своего имения: всех выращенных в Святой Земле  свиней.
Евангелие как образ, Евангелие как икона. Икона Современности, Икона Общины. Икона как призыв ко всем.
Увидеть карикатуру в себе. В простых поступках увидеть не правильность, не правоту, не соответствие. 
Община призывается застать себя врасплох. Поймать себя за руку. В отдельном своем деянии, указании, слове и проповеди постараться заметить ложь. Ложного человека, общину и церковь — карикатуру — увидеть исповедать. Принести на суд Бога. 
Очень часто мы, исповедуясь, создаем некий свой образ. И каемся в нем. Но, как правило, получается так, что это наш, выдуманный нами образ. Собственный, ложный инструмент. Община призывается взглянуть на себя со стороны. Признать и признаться в том, какими нас видят другие. 
Нужно принести эту карикатуру — что разрушает ближних, а нами не узнана - на Суд Бога. Чтоб Он устремил ее в бездну. А нас воссоздал как икону, Свой Образ для Царства, «которому надлежит придти вскоре» (Апокалипсис 1,1).
иерей Августин Соколовски / Dr. Augustin Sokolovski