Publications

Мартин Турский

Августин Соколовски

Сегодня 25 октября Церковь чтит память святого епископа Мартина Турского (316–397). По традиции, иерархи, которых Церковь прославила во святых, именуются «святителями». Таким святителем именуется Мартин и в нашем православном молитвенном обращении к нему с просьбой о ходатайстве.

В лице святого Мартина мы почитаем покаявшегося римского воина, аскета-подвижника, святителя, бессребреника и чудотворца. Благодаря своему милосердию к бедным, преследуемым и гонимым Мартин вошел в память Народа Божия с именем «Милостивого». С именем Мартин Милостивый святой упоминается в нашем богослужебном календаре.

Именно Мартин основал первый монастырь на территории современной Франции, много проповедовал в Галлии и за ее пределами. Он был подлинным патриархом, то есть отцом верующего народа Божия, своего времени для Галлии, как тогда именовалась Франция, и для многих других территорий Запада.

Существует мнение, что именно Мартин стал первым святым не мучеником, канонизированным в Древней Церкви на Западе. Святой Мартин, образ которого сравним с Николаем Чудотворцем на Православном Востоке, был одним из наиболее почитаемых святых христианской древности.

С христианизацией Европы, в частности Германии, распространялось и почитание святого Мартина. В его честь возводились все новые и новые храмы. По имеющимся сведениям, только во Франции в честь Мартина названо 237 населенных пунктов и около 3600 церквей. С именем Мартина связано множество обычаев, народных и общественных традиций. Память его в западной Церкви празднуется 11 ноября. Подобно Юрьеву дню на Руси, в некоторых землях, слуги могли переходить к другим господам в день святого Мартина. Этот же день был днем заговенья на рождественский пост, некогда принятым в западной христианской традиции.

Почитанию Мартина обязано своим происхождение и слово «капеллан». Так первоначально называли священников, хранителей «капы» – мантии святого Мартина. Существует и особенный паломнический путь святого, который начинается с места рождения святителя на территории современной Венгрии, проходит по местам его подвигов, чудотворений и проповедей (по Италии, Нидерландам, Испании, Хорватии и Польше) и заканчивается в городе Тур.

Почитание святителя Мартина чрезвычайно велико. Несомненно, он является одним из наиболее чтимых святых в истории. Причем это почитание прежде распространяется не только на западно-христианский, но и на весь христианский мир.

Как спонтанная реакция на столь великую славу одного из святых возникает вопрос, почему же некоторые святые почитаются больше других. Ответ на него раскрывается в библейском учении, согласно которому бессмертный, созданный по образу Божию человек, достигший богоподобия в святости, живет и продолжает жить во веки. Остается живой, мыслящей, любящей личностью.

Поэтому многие святые предпочли славословить Бога день и ночь. Как бы удалиться от почитания людьми и после смерти телесной сохранить то смирение, что оживотворяло души их в телесной жизни на земле. Как сказано в книге Апокалипсис: «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них» (Апок.7;14-15).

Эти, возлюбившие более всего славословие Бога святые руки свои возложили на святителя Мартина и поручили ему заступничество за людей. Сами же великие святые и прежде всего святители, святые епископы, современники самого Мартина, предпочли пребыть в неизвестности.

Мартин был собеседником Амвросия Миланского (340–397) и Павлина Ноланского (354–431) и многих других, говоривших и упоминавших о Мартине в своих произведениях.

По смерти святой Мартин удостоился не только великого почитания – ему пришлось и пострадать. Так, мощи святого были частично уничтожены иконоборцами протестантами-гугенотами в XVI веке, а посвященная ему древняя церковь в Туре была разрушена во время Французской революции 1789 года. Подобно великим святым и святыням Русской Церкви, святой Мартин и его почитание также оказались под ударом революционеров.

Пострадала память святого и в новейшее время. Так, в результате секуляризации, то есть процессов обмирщения государства и общества в XIX–XX веках, произошло заметное угасание его почитания. Некогда один из самых почитаемых святых, он вдруг оказался забытым на рубеже второго и третьего тысячелетий. Словно с приближением Второго Пришествия Господня, в эти последние времена мира, Мартин Милостивый особым образом умилостивил Бога, упросив предать его забвению, чтобы, по слову Апостола Павла, ожидать Парусии Господа со всеми святыми на Небесах (ср. Фил.3;20-21).