Августин Соколовски, доктор богословия, священник
Пятое Воскресенье Великого Поста посвящено памяти Марии Египетской. Житие Марии Египетской отражает определенную эпоху, ее настроения, содержит в себе определенные представления и убеждения. Точное время ее жизни не известно, существуют лишь возможные датировки. Однако, совершенно очевидно, что Мария жила в эпоху после легализации христианства Императором Константином, появления в Церкви монашеской покаянной дисциплиной и до появления ислама. Составление жития Марии предание приписывает святителю Софронию Иерусалимскому (560–638).
Начало же почитания Марии во святых связано с почитанием в Палестине гробницы палестинской отшельницы Марии. В «Житии преподобного Кириака Отшельника» Кирилл Скифопольский (524–558) говорит об этом, ссылаясь на своего собеседника Авву Иоанна, а также приводит некоторые подробности ее жития.
Житие Марии является своего рода словесной иконой женской покаянной монашеской святости Золотого Века времени Святых Отцов. При этом, оно содержит настолько минимальное количество исторических подробностей, что могло одинаково восприниматься каждой эпохой, как современное. Для того, чтобы понять жизнеописание Марии в том виде, в каком оно содержится в житии, важно попытаться максимально уйти от собственно житийного, и обратить свое внимание на то немногое, что могло относиться к биографии и истории.
Согласно житию, Мария в 12 лет ушла из дома. В Римской Империи двенадцатилетние было временем гражданского совершеннолетия для девочек, когда становилось возможным заключать договоры и вступать в брак. В течение 17 лет Мария жила в Александрии. Главный город Египта, Александрия была крупнейшим мегаполисом восточной части Римской Империи и насчитывала более 300 000 тысяч жителей. По тем временам такое население было невероятно огромным.
По собственному признанию, с ранней юности Мария «имела ненасытное желание и неудержимую страсть». Средневековое православное воображение называло ее блудницей. Французский язык предпочитал именовать Марию куртизанкой. Говоря же современным языком, она была нимфоманкой. То есть ее с невероятной силой влекло к соитию с мужчинами. Об этом она сама свидетельствует в тексте жития. Она не была богатой, более того, деньги, как, таковые ее, не интересовали. Интересная подробность того же жития говорит о том, что Мария «жила подаянием, часто пряжей льна».
В 29-летнем возрасте Мария отправилась с паломниками в Иерусалим. В житии Мария признается, что предприняла это путешествие на корабле из Александрии в провинциальный Иерусалим не из религиозного интереса, но ради развлечения. «А ехать мне захотелось для того, чтобы иметь побольше любовников для утоления моей страсти». Среди паломников было много молодых мужчин. Согласно тексту жития, это паломничество должно было состояться осенью, поскольку было приурочено к Празднику Воздвижения Креста.
Житие свидетельствует, что Мария не смогла войти в божественный храм. «Одну меня злосчастную не принял храм. Словно отряд воинов был поставлен (…), так удерживала меня какая-то могучая сила». В притворе храма Мария обратилась к Богородице, стоя перед ее образом. «Если, как я слышала, для того человеком стал Бог, рожденный Тобою, чтобы призвать грешников к покаянию». Это «если», сохраненное в максимально упрощенном тексте жития, очень интересно. Скорее всего, до этого Мария знала о христианстве, но верующей на деле не была. IV век был временем великих обращений. Отказ от прежней жизни означал для нее и обретение веры, или же путь к нему.
Согласно сказанному в житии, Мария дала обет не возвращаться к прежней жизни. После молитвы она смогла войти храм. Вечером того же дня, она причастилась в храме Иоанна Предтечи, утром перешла Иордан и направилась в пустыню. Ведь женское монашество, в том виде, в каком оно известно нам, еще не существовало. Отдельные благочестивые богатые дамы римского общества посвящали себя Богу, но пребывали в обителях, как правило совместно с мужчинами, которые, подобно Иерониму или Руфину в Палестине того времени, могли духовно руководить ими. Невозможно представить себе Марию в такой обители, или же посреди юных дев, небольшие общины которых тогда существовали в городах.
Согласно житию, 17 лет Мария провела в мучениях и противостоянии собственному страстному желанию вернуться. А затем, еще 30 лет в аскетических упражнениях. Понятно, почему Житие Марии Египетской на протяжении поражало воображение. Чего стоит одно лишь слово «пустыня» … На самом деле, начинающаяся недалеко от Иерусалима пустыня занимает площадь около 22 квадратных км. На этой небольшой территории в то время находилось около пяти десятков монастырей. Отсюда, и другое название пустыни: «Пустыня пятидесяти обителей». Но и само слово «монастырь» не должно обманывать, так как в большинстве случаем речь шла о небольших общинах монашествующих. Получается, что отказ человеческого общежития, отшельничество и удаление от церковной жизни и таинств не был для Марии легким. Ей постоянно приходилось бежать.
Житие Марии сохранило для нас очень интересный диалог между Марией и старцем Зосимой:
- Скажи мне, как живет ныне христианский народ? Как цари? Как пасется Церковь?
Зосима сказал ей:
– Вашими святыми молитвами, мать, Христос всем даровал прочный мир.
Возможно, не желая тревожить подвижницу, Зосима сказал ей о прочном и благополучном мире. На самом деле, время их разговора было сложным и апокалиптическим временем. Это было время, когда казавшийся вечным Рим уже пал (410), или имел вот-вот пасть. Наступал конец античности. Начиналось переселение народов. Приближалась гибель всего прежнего. Казалось, что наступило время событий, описанных в Апокалипсисе.
Согласно одной из возможных датировок биографии Марии, примерно в 383 году она совершила паломничество в Иерусалим, где пережила обращение. Почти в это же самое время, другой великий обращенный ко Христу того времени, будущий Отец Христианского Запада, Августин в 384 году в Милане бросил свою гражданскую супругу, чтобы вскоре вступить в законный брак с другой особой, которую выбрала ему мать. Но так как его предполагаемая судьба еще не достигла совершеннолетия (вспомним 12 лет Марии Египетской!), Августин сошелся с другой женщиной. Будучи одержим желанием плоти, он просто не мог и не хотел подождать.
В 386 году, когда Мария уже была в пустыне, Августин услышал рассказ об обращении двух римских чиновников, которое произошло под влиянием чтения жития … великого египетского подвижника Антония.
Подобно многим другим обращенным того времени, Августин решил посвятить себя уединению – мечта, которая будет преследовать его вплоть до насильственного, вопреки собственной воле, посвящения в пресвитеры в Иппоне в 391 году путем аккламации – всеобщего провозглашения находившегося в храме народа …
Вместе с друзьями он удалился на север Италии в Кассициак, на границе современных Италии и Швейцарии, где жил в том наиболее распространенном тогда типе совместного уединения - в том типе общины малой, которая была как раз недоступной для Марии. В 387 году Августин на Пасху был крещен Амвросием в Милане.
Более того, даты их биографий, то есть то немногое, что сказано в житии Марии относительно хронологии, и то подробное, что мы находим в биографии Августина, удивительным образом соприкасаются. В 401 году Августин завершил написание своей Исповеди. В это же время, то есть спустя 17 лет, после своего ухода в пустыню, Мария обрела уверенность, что покаяние ее принято.
Августин и Мария никогда не встречались, да и не могли встретиться. Мария никогда не была ни в Риме, ни в другом африканском городе греха, Карфагене, где прошла юность Августина. Августин никогда не был ни в Святой Земле, ни в Египте. Очень жаль, что эти двое великих переживших обращение святых, никогда не смогли, да и не могли встретиться.
Мария Египетская отошла ко Господу в 430 году. Это означает, что в том же году, когда состоялся разговор Марии и Зосимы, в осажденном вандалами Иппоне в Карфагенской Римской Африке, после последнего покаяния и причащения, в своей келье умирал святитель Августин. Великие святые были современниками. Они одновременно взошли на Небеса.
Великопостное празднование памяти преподобной Марии Египетской в пятое воскресение Великого Поста является для Церкви, как общества верующих, символическим завершением времени Святой Четыредесятницы. Великий Пост состоит из покаянных сорока дней и Святой Седмицы. Таким образом, память Марии – этой иконы подлинного, радикального, безоговорочного обращения и покаяния – завершает собой собственно покаянное время Великого Поста и подводит верующих к воспоминанию Крестных Страданий. Этот день память из года в год является переходящим, то есть, каждый год приходится на новую дату.
Но есть у Марии и другой, не переходящий день празднования, из года в год, 14 апреля. Согласно житию, святая отошла ко Господу после посещения ее пресвитером Зосимой. Старец преподал ей Святые Тайны. Это был день Великого Четверга.