5 октября Церковь чтит память пророка Ионы. В нашем богослужебном календаре, как и в древних месяцесловах, этот день приходится на первый день после отдания Праздника Воздвижения. Что само по себе глубоко символично и наполнено содержанием. Ведь Воздвижение – единственный подлинный христианский политический праздник, а Иона – недооценённый политический пророк.
Книга Ионы представляет собой отдельное повествование. Рассказ этой пророческой книги строится вокруг одного единственного пророчества. О погибели Ниневии. «Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена» (Иона 3,4). В этом – то есть в форме повествования и в том, что оно строится вокруг одного единственного изречения - существенное отличие Ионы от других пророческих книг.
Помимо самой книги, надписанной его именем, Иона упоминается и в IV Книге Царств, согласно которой, Израильский Царь Иеровоам II (788-747) «восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни, по слову Господа Бога Израилева, которое Он изрек чрез раба Своего Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера» (4 Цар.14,25). Так произошло не благодаря 13-му по счету Царю Северного Израильского Царства, но исключительно потому, что «Господь видел бедствие Израиля, весьма горькое, так что не оставалось ни заключенного, ни оставшегося, и не было помощника у Израиля» (4 Цар.14,25). В переводе имя Иона означает «голубь». Не Иеровоам, дословно «народ умножается», но «голубь», как знамение той беспомощной силы, которой всепобеждающе мощно торжествует Бог Саваоф.
Помимо этого, Древнее Предание отождествляло Иону и сыном сарептской вдовы, которую воскресил Пророк Божий Илия: «После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания» (3 Цар.17,17).
Итак, по свидетельству библейского текста, пророк Иона получил от Бога повеление идти на проповедь в Ниневию. Ниневия VIII–IX веков до Рождества Христова была огромным городом, Иона испугался и отказался выполнять свою миссию. Он сел на корабль, который шел в другую сторону, попал в шторм, был выброшен за борт, оказался проглоченным рыбой, но, в итоге, оказался спасен.
Господь вторично послал Иону на проповедь (Иона 2,1), и на этот раз Иона пошел. «И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!» (2,4).
Подобно всем великим городам, Ниневия была огромным человеческим городом — городом со своими страхами и ожиданиями. Городом одиночества и городом греха.
Пророчество Ионы о предстоящем разрушении звучало предельно радикально и смело, а потому, казалось, что Ионе просто оставалось этого разрушения подождать. Вопреки ожиданию услышала проповедь Ионы, сам Царь провозгласил покаяние. Ниневия покаялась пред Богом, а потому была сохранена. «Ибо Бог – как после провозгласит сам Иона - благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Иона 4,2). Так Град греха стал городом Креста.
В эпоху Вселенских Соборов дни пророческих памятей имели особенное значение в Константинопольской Церкви. Ведь Императоры видели себя преемниками не только Римских Цезарей, но и Иудейских Царей. Песнопевцы посвятили пророкам литургические тексты, написали службы и каноны. Ведь Римская Империя была некогда подобна языческой Ниневии, но покаялась, покрестилась, Воздвигла Крест на своих знаменах, а потому отныне, как верили Отцы Церкви и их современники, к ней вовеки благоволил Бог. (иерей Августин Соколовски)
иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski