Publications

Пятый Вселенский собор

Августин Соколовски

В течение года Церковь чтит память святых отцов Семи Вселенских Соборов. Такое соборное, то есть, совместное или коллективное, воспоминание отцов Вселенских Соборов – исключительная особенность Православия. Богослужебное воспоминание Отцов Соборов вовсе не означает, что все они прославлены во святых. Не означает оно и того, что празднование это посвящено только тем из отцов, кто был причислен Церковью к лику святых.

Дело в том, что с самых первых веков христианства христиане стали задаваться вопросом, как же следует воспринимать слова Господа Иисуса в Евангелии: «Не называйте отцом никого здесь на земле, ибо один у вас Отец – Бог» (Мф.23,8).

Ответ мы находим у святителя Афанасия Александрийского (295–373). Святой указывал на то, что Писание именует праведного Авраама Отцом всех верующих. «Как написано: Я поставил тебя отцом многих народов, пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее», - пишет Апостол Павел (Рим.4,17).

Святитель Афанасий всю свою жизнь посвятил борьбе за торжество учения Никейского Собора, вошедшего в историю под именем первого Вселенского. Он состоялся в 325 году и весьма долгое время почитался в качестве единственного. Суть определения веры Никейского Собора – единосущие Сына Божия со Отцом. Иными словами, полная и безоговорочная божественность Слова Божия, Логоса, ставшего человеком во Иисусе Христе.

По убеждению Афанасия, участники Вселенского Собора в Никее передали правую веру верующим, противостали заблуждению еретиков. Поэтому они по праву именуются «Отцами». По аналогии с Первым Вселенским Собором Церковь стала именовать Отцами всех участников последующих Вселенских Соборов.

При этом важно понимать, что, согласно этой и библейской и святоотеческой логике, священник и пастырь, не учащий свою паству догматам веры и нравственности, не может по праву именоваться «отцом».

Одним из наиболее сложных для понимания Соборов был Второй Константинопольский, вошедший в историю под именем Пятого Вселенского. Собор состоялся в 553 году при Императоре Юстиниане. Память Отцов Собора совершается Церковью 7 августа.

К тому времени, то есть к середине VI века, практически вся Александрийская Церковь, с шестью миллионами верующих, отделилась от вселенского общения Православия. В Египте противостояли друг другу два патриарха, греческий православный и коптский, последний - вне общения с Вселенским Православием. С православным греческим патриархом осталось всего триста тысяч верующих. Это разделение на две параллельные иерархии с двумя патриархами окончательно оформилось с 537 года. Еще раньше, в 519 году, то же самое, но примерно пополам, произошло в Антиохии и Сирии.

Пятый Вселенский Собор принял решения, которые, по мнению Отцов, преодолели разделения. Однако, этого не произошло. «Монофизиты» Египта и Сирии, то есть те, считавшие себя православными копты и сирийцы, что уже отделили себя от общения Вселенской Церкви, восприняли решения собора индифферентно. В Восточной Римской Империи, как правильно именовать так называемую «Византию» (пейоративный немецкий технический термин 18–19 века), по отношению к ним начались жестокие преследования.

Вскоре, спустя всего 70 лет, возник Ислам. Арабские войска стремительно завоевали Сирию, Египет и другие земли. В весьма значительной степени, потому что отделившиеся от Вселенского Православия египтяне и сирийцы приветствовали завоевателей, как своих освободителей и открывали им врата своих столиц и городов. Так, неожиданно, парадоксально, трагически, и слишком поздно, стало очевидным, что от принятия или не принятия решений Вселенского Собора подлинно зависело будущее Всей Вселенной.