Августин Соколовски, доктор богословия, священник
Сегодня Церковь празднует отдание Благовещения. В древности Благовещение считалось господским праздником, поскольку означает торжество Церкви в честь домостроительства спасения. Однако, в отличие от других господских праздников, празднование которых продолжается многодневно, что на языке Церкви именуется попразднством, торжество Благовещения продолжается всего два дня. Причиной тому Великий Пост. Поэтому второй день Праздника Благовещения одновременно делается и Попразднством Благовещения и его Отданием. Так, уже на второй день праздника, 8 апреля, Церковь прощается с ним до следующего года, если Вседержителю Богу будет угодно продлить миробытие.
Событие Благовещения имеет непосредственное отношение ко спасению, а потому о нем говорится в Символе Веры. «Верую во Единого Господа Иисуса, Христа (…), Воплотившегося от Духа Свята, и Марии Девы».
В главном песнопении Праздника, тропаре, оно именуется «Началом» нашего спасения. Долгое время считалось, что дата празднования, доставшаяся Церкви в наследие от древности, выбрана случайно. Считалось, что она не исторична, и обусловлена теми девятью месяцами, что проходят с момента зачатия человека до его рождения на свет, то есть, в случае с Благовещением, было отсчитано от Рождества Христова, дата которого также считалась неисторичной.
Но богословская археология в недавнее время узнала, что частью библейских мессианских представлений было убеждение в том, что Мессия должен был умереть в день своего зачатия. Астрономическая наука не всесильна, но ей удалось, по времени расчета празднования Пасхи в год Распятия Иисуса, установить календарную дату смерти Христовой, которая приходилась на 7 апреля, то есть … на День Благовещения. Получается, что Благовещение — это не только начало нашего спасения, но и его завершение. День, когда мир был спасен на Кресте. В свою очередь, предания библейского народа говорили о том, что именно в день 7 апреля имело быть совершено жертвоприношение Авраама – прообраз заместительной жертвы Господа нашего Иисуса Христа.
Слово, возвещенное Ангелом Деве, перевернуло ход истории. Обратило вспять логику вещей, видоизменило суть миробытия. Человек отличается от животного мира и от мира природы осознанным знанием о своей смерти. Вестником этого знания является язык. Человеческое слово – Ангел Смерти, который объединяет в этом знании всех людей.
Архангел Гавриил возвестил Марии зачатие Спасителя Мира Духом Святым. Изгоняя смерть из миробытия, Благовестие Ангела и человеческий ответ Девы, ее согласие на благовестие Ангела, преображают слово в … место присутствия Жизни. Слово становится знамением, топосом силы, инструментом спасения. Словом Церкви - когда Слово Писания знаменуется над водой, елеем, хлебом и вином, человеком - совершаются Таинства. Они – знаки упразднения смерти и несут в себе жизнь, даруют жизнь с избытком (Ин.10,10).
Все мы не просто причастны этому миру, но мы плоть от плоти нашей планеты. Но мир живет своей жизнью, мир идет своим путем. У него свои глаза, свои чувства, свой разум, свои инстинкты свой возраст. Мир постарел, он состарился. Он плохо слышит, почти не видит. Он мыслит устало. Из инстинктов у него остался только инстинкт самосохранения. Одинокий и изолированный, мир пробует выжить, сохраниться пусть даже ценой превращения себя самого в чистое изолированное биологическое существование. Без окружающей среды, без родных и близких, без себя самого.
Как и всякое подлинное историческое событие в истории спасения, Благовещение должно раскрываться в истории мира. Если этого не происходит, то мир начинает стремительно стареть и умирать Он начинает разрушаться. Терпит поражение от катастроф и болезней. Слово благовещение означает весть. Оно является синонимом провозвестия. После Воскресения Господа Иисуса, провозвестие, то есть, благовещение вверено Церкви. И исполняется в той мере, в какой Церковь, как единое целое, и как общество верных, продолжает благовествовать Благовещение. «Что в теле душа – то в мире христиане», - сказано в одном из первых христианских текстов, «Послании к Диогнету».
Церковь это мы. Как ангелы Господа Иисуса, вестники Предвечного Совета. Провозвестники, из уст каждого из которых призвано исходит благовещение о спасении, весть о том, что у мира есть Господь, и Господь – пришел в это мир. Мир будет спасен и обновлен. Из него, немощного, Господь сделает сильного, старому - вернет юность. Терпящего разрушение - сделает пребывающим. Из «ревущего об искуплении», как об этом с потрясающей прозорливостью поет Тиль Линдеманн, сделает бытие радующимся о Голосе Жениха (ср.Ин.3,29).
Благая весть о мире, это благовещение о том, что Господь имеет вернуться. Мир имеет стать новым миром. Вселенная – обрести бессмертие. Сделаться новой, юной, красивой. Стать Таинством. «Радуйся, благодатная, Господь с Тобой». В Пресвятой Деве Марии эти слова стали будущим всех людей.