Августин Соколовски
Сегодня Церковь чтит память святителя Амфилохия Иконийского (340–394). Святой был праведным епископом и великим богословом, героем веры. Без догматических и практических усилий Амфилохия дело Василия Великого и Григория Богослова в борьбе за Православие и противостояние арианской ереси могло бы не восторжествовать.
Святой Амфилохий - несомненный столп Православия, один из Отцов Церкви, личность библейская и пророческая. Память его, в наше время разделений для Вселенной и Церкви должно молитвенно почитать.
Напомним, что арианством принято именовать учение, утверждавшее, что воплотившийся во Христе Иисусе Сын Божий был творением Бога, и, как Его называет Евангелие, Отца. Ариане утверждали, что Господь изначально сотворён, то есть, некогда не существовал.
Церковь, на основании Библии, верила, что Сын Божий, Бог Слово, не сотворён, божественен и равен Богу. Он был всегда. Между Его бытием и бытием Самого Бога нет никакого «зазора». Потому, как Сам Иисус говорит в Писании: ‘Я и Отец - одно’ (Ин.10,30).
Такое понимание было даровано ученикам Христовым, Апостолам и Самой Церкви, в День Пятидесятницы, Духом Святым. Оно основывалось на видении и прочтении слов и дел Христовых в свете совершившейся Пасхальной Тайны, Воскресения Иисуса и Его Второго Пришествия, которое, как свидетельствует Писание и Символ Веры, вскоре неминуемо произойдёт (Апок.22,20).
Ариане же опирались на те места Писания, где Христос, до Своего Воскресения, свидетельствовал о первенстве Бога и Отца. На языке богословия это именуется пред-пасхальным прочтением Слова Божия.
Арий не был первым, кто так мыслил, но он первым заявил об этом мнении громогласно и однозначно. Важно, что в понимании Древней Церкви именно это делало человека еретиком. ‘Не ересь делает еретиком, но упорство в заблуждении’, - писал великий богослов 17-го века, епископ Корнелий Янсений (1585–1638).
Итак, сами ‘ариане’ себя арианами не считали. И от Ария, который для многих был ‘всего лишь’ пресвитером, благополучно отреклись.
Ариане считали себя православными, но внутри себя разделились на множество фракций. Возможно, что Церковь Христову они воспринимали, как некую Конфедерацию, или как своего рода Парламент.
Однако, во второй половине IV века, времени, когда Господь воздвиг в Церкви Василия, Григория и Амфилохия, в епископате Вселенской Церкви на Востоке ариане составляли подавляющее большинство. Важно понимать, что параллельные церковные структуры тогда не создавались и формально, и реально Церковь была едина и одна. Поэтому было весьма важно, кто именно из епископов, православный или арианин, занимал ту или иную кафедру, и какое учение было принято на местных и в особенности Вселенских Соборах епископата.
Это и оказало решающее влияние на судьбу Григория и Амфилохия. Зная об их подлинном православии и безупречности ‘свидетельства от внешних’ (1 Тим.3,7), Василий рукоположил обоих в епископат. Архиепископство в значительной церковной митрополии того времени Иконии, придало Амфилохию необходимый авторитет.
Василий Великий и Григорий Богослов, так же, как и Амфилохий были родом из Каппадокии. Поэтому все вместе они именуются ‘Великими Каппадокийцами’. Более того, Амфилохий был двоюродным братом Григория. С ним, а также с Василием, помимо догматической общности православной веры, их связывала подлинная дружба. Так, что даже большинство сведений о биографии Амфилохия, сохранились для нас в их взаимной переписке. Парадоксально, но они стали опровержением евангельской аксиомы «Враги человеку домашние его» (Мф.10,34).
До воцарения Феодосия Великого (+395) в 379, на стороне арианства стояли дети и преемники Императора Константина, а также столичный епископат. Правители видели в абсолютной монархии Бога Отца прообраз своего самодержавия, а влиятельные епископы - образ симфонии светской и духовной властей. Отец Самодержец правит Миром, Сын Божий хранит Церковь от всяких бед.
Доктринальная победа над арианством была в значительной степени обеспечена трудами Василия Великого. Он был архиепископом Кесарии Каппадокийской - Церковной Митрополии, влияние и юрисдикция которой в те времена, по сути, равнялась прерогативам современной отдельной Поместной Церкви.
Однако, Василий истощил себя в епископских трудах и умер весьма рано, в 379 году, прожив всего 49 лет. Дело жизни Василия, Второй Вселенский Собор 381 года, состоялся уже без него.
Григорий Богослов внёс вклад, сопоставимый с Василием. Внезапная смерть Собрата заставила его отправиться в Константинополь, проповедовать божество Сына Божия и Духа Святого, в домовой церкви православных христиан.
Епископом Столицы был тогда законно поставленный (!) еретик-арианин Демофил. Решение Григория стало таким образом боговдохновенным донкихотством. Но Силой Духа Святого Григорий догматически победил. Однако, вскоре отошел от дел. На II Вселенском Соборе Церкви Александрии и Рима отстранили Григория от участия в делах Константинополя. Великий Отец Церкви до конца своих дней пребывал на покое. Он помогал своему отцу управлять епархией Назианза в Каппадокии, но влияния на жизнь Церкви более не имел.
Важно, что именно Амфилохий продолжил дело Василия и Григория. В этом, как, впрочем, и в примере подлинной во Христе дружбы, одновременно со способностью оставаться в тени, великая Его заслуга во Христе.