Почитание святителя Николая чрезвычайно велико. Несомненно, он является одним из наиболее чтимых святых в истории. Причем, это почитание распространяется не только на весь православный мир, но и на всю христианскую планету. Как спонтанная реакция на столь великую славу одного из святых возникает вопрос, почему же некоторые святые почитаются больше других. Ответ на него раскрывается в библейском учении, согласно которому, бессмертный, созданный по образу Божию человек, достигший богоподобия в святости, живет и продолжает жить во веки. Остается живой, мыслящей, любящей личностью. Поэтому многие святые предпочли славословить Бога день и ночь. Как бы удалиться от почитания людьми, и после смерти телесной сохранить то смирение, что оживотворяло души их в телесной жизни на земле. Как сказано в книге Апокалипсис: «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них» (Апок.7;14-15).
Эти, возлюбившие более всего славословие Бога святые, руки свои возложили на святителя Николая и поручили ему заступничество за людей. Сами же предпочли пребыть в неизвестности. Великие святые, и, прежде всего, святители, святые епископы, современники самого Николая.
Из истории Древней Церкви известно, что спустя всего несколько десятилетий после кончины святителя Николая, в пределах Римской Империи, насчитывавшей тогда по различным оценкам, примерно пятьдесят миллионов человек, было две тысячи епископов. Задаваясь вопросом, почему именно Николай, своими собратьями и Богом, был избран для столь великого служения людям после своей кончины, достаточно обратиться к тексту его жития, чтобы убедиться в том, что из его жизнеописания до нас почти ничего не дошло. Его слава святости – это, прежде всего, посмертная слава знамений и чудес, рождающаяся из почитания. Современники Николая, великие святые епископы Востока и Запада православного христианского мира – Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Миланский, Августин Иппонский и Лев Великий – ничего не говорили о Николае в своих произведениях.
Согласно житию, святитель родился в 270 году, то есть вполне застал эпоху гонений, и отошел ко Господу в 345, пережив, таким образом, не только легализацию христианства при Императоре Константине (+337), но и Первый Вселенский Собор 325 года. Застал эпоху великих догматических споров. Но для современников и ближайших своих потомков Николай остался в безвестности. Это таинственное исчезновение его из непосредственной памяти истории было Богом вознаграждено теми великими прославлением и славой, которые он получил свыше.
Вера во Второе Пришествие Христово является догматом. Ежедневно она провозглашается в Символе Веры словами: «Верую во Единого Господа Иисуса. Христа. Вновь Грядущего со славой, судить живых и мертвых. Его же Царству не будет конца».
Ожидание Господня Пришествия помещает нас, Церковь – как общество верующих, в период между двумя Пасхами: нашей земной пасхой, сугубо празднуемой в период от Пасхи до Пятидесятницы, и той Великой Пасхой Господа Иисуса, когда Он вернется во славе со всеми святыми. Господь воскресит всякого человека, когда-либо жившего от создания Вселенной. «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победой» (1 Кор.15;53-54).
Для правильного, православного, ортодоксального понимания святости особенно важно осознавать, что святые – это не только, и не столько помогающие нам заступники, как бы остающиеся в Церкви после Воскресения и Вознесения Господа Иисуса – Единого Единственного Истинного Чудотворца и Святого на все времена - но они предшественники Его Второго Славного Пришествия. Как об этом таинственно говорится в Евангелии от Матфея: «И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во Святый Град и явились многим» (Мф.27;51-53). Таким воскресшим, вышедшим из гробов предшественником Пришествия Христова стал для Церкви и Вселенной святитель Николай, которого верные призывают с просьбой о ходатайстве пред Богом.
Пасхальное призвание православного верующего христианина – это, пожалуй, самое важное, о чем должно не забывать в эти весенние дни, когда празднование перенесения, а лучше избавления мощей святителя Николая из рук начинавшей подпадать под не христианское сарацинское господство Малой Азии совпадает с периодом празднования Воскресения Христова.
«Христос Воскресе» — это не просто сообщение о том, что Иисус – жив, но один из первоначальнейших Символов Веры. В этом первохристианском возгласе исповедуется вера в то, что Господь Иисус – Мессия, Христос, Помазанный Богом Спаситель Мира, в котором, и только в Нем, подается избавление. «Бог воскресил Его из мертвых, и Он есть камень, сделавшийся главой угла, и нет ни в ком ином спасения» (Деян.4;10-12).
«Христос Воскресе» означает, что Господь Иисус воскрес, восстал из мертвых и смерть более не имеет над Ним власти, Им более не обладает, как об этом говорит Писание. «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Деян.6,9). Всякий же, приобщенный этому свидетельству жизни и смерти Христовой, изъят из-под власти смерти силой Христа и Бога.
«Христос Воскресе» - исповедание Господства Христова и Его Победы над смертью заменяет в пасхальные дни всякое любое приветствие, и даже многие молитвы, и повторяется вновь и вновь потому, что свойство православной христианской веры таково, что только переданная, то есть, сообщенная другим, верующим и неверующим, она оживает в сердце самого исповедующего и становится настоящим его достоянием.
Ведь вера – не собственность и не приобретение, но Божий Дар. Неподотчетный, суверенный, безначальный, то есть, если переводить с греческого оригинала буквально, анархичный Дар Бога и Отца во Христе Иисусе. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Эф.2,8).
«После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Апок.7,9). Мысленно представляя себе это великое множество, благословившее святителя Николая на служение Церкви и людям, доколе не исполнится время ожидания Пришествия Христова, великий сонм святых Божьих, через возложение рук давший ему великую силу являть знамения и творить чудеса - помогать, утешать, избавлять и спасать из бедствий - Церковь ждет. Церковь, как Общество Верующих и Невеста Христова, вместе со святителем Николаем, здесь и сейчас, ожидает Господа Иисуса. Этому ожиданию суждено исполниться вскоре. «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною. И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: приди! Аминь. Ее, гряди, Господи Иисусе» (Апокалипсис 22;12,17-20).
иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski