Publications

Вознесение Господа Иисуса Христа

Августин Соколовски

На сороковой день после Пасхи Церковь празднует Вознесение Христово. В литургических текстах вечерни и утрени авторы придают этому событию разные смыслы. Это нравственный смысл, догматический смысл и, наконец, почти поэтическая попытка понять, как воспринимали это событие сами апостолы.

Самое главное, что Вознесение — одна из основ христианского вероучения. Христианство не является ни законом, ни сводом правил. Поэтому догматический смысл Вознесения чрезвычайно важен.

Иисус Христос возносится на Небеса. Человеческая плоть возвышается над небом. Ангелы дивятся. Отец Небесный благословляет «возвращение» Своего Сына туда, где Он был прежде. Около тридцати трех лет назад Сын Божий сошел с Небес. Но тогда у Него не было ни плоти, ни крови. Он сошел в момент Своего зачатия, от Святого Духа и Марии Девы, как гласит наш Символ веры.

Теперь Сын Божий возвращается на Небеса. Бог Отец всегда был со Своим Сыном. В то же время Он оставался на Небесах. Сын Божий стал человеком. Иисус Христос, Сын Божий, жил на земле. Бог Отец действительно ждал Своего Сына. Сына Божия недоставало Небесному Отцу, Он скучал по Нему. Теперь Он возвращается.

Но Сын Божий возвращается не один. Он возвращается с человеческим именем. Он возвращается с человеческой плотью, с человеческой душой, с человеческой природой. Сын Божий возвращается с человеческим сердцем, с человеческой радостью и человеческой болью и печалью, нанесенными теми, кто распял Его. «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце», - задолго до всех этих событий написал Пророк Захария (Захария 12:10).

В этой чрезвычайной человечности Бога, которая раскрыта во Христе Иисусе, как кровь и вода, которые истекли из Его пробитых ребер на Кресте (Ин.19:34), мы находим самый характерный, наиболее непостижимый и таинственный аспект христианства.

Это доктринальный момент, который отвергали уже древние еретические учителя, называемые гностиками и манихеями. Они отрицали настоящее воплощение Бога и никоим образом не могли принять то, чему учили христиане. Именно это «нерв православной христианской веры», который можно назвать фундаментальным очеловечиванием Бога.

Вознесение раскрывает эту «предрасположенность» Бога к человеку. Оно утверждает единство Бога и человека во Иисусе Христе, изначально отвергнутое исламом. Это составляет принципиальное различие между исламом и христианством.

Можно принимать или отвергать эту суть христианства, критиковать ее или оспаривать. Но она такова, и важно это понимать. В этом сама суть христианской веры.

В Иисусе Христе Бог стал человеком; у Бога бьется человеческое сердце. И так будет всегда. Вот что становится видимым в Вознесении. Вознесение — это великий праздник и грандиозное торжество. Это особый день для благодарения Богу.

Церковь — это общество верующих, которые, подобно Иисусу Христу во время Его земной жизни, совершают паломничество через историю к небесному Иерусалиму. Церковь благодарит Бога и Отца за Воскрешение своего Сына. Она благодарит Бога и Отца за Вознесение.

Церковь прославляет Бога, потому что Иисус вознесся на небеса не один, но со Своими плотью и кровью, которыми Он питает христиан здесь на земле, здесь и сейчас, и всегда, до Своего Возвращения с небес. Он питает православных христиан в Святых Тайнах, во всех таинствах и особенно в Евхаристии. Слава Богу за безмерный дар Сына Его Иисуса Христа.