Августин Соколовски
1 января Церковь празднует память мученика Вонифатия Тарсийского. В православной традиции святой считается заступником и ходатаем за всех тех, кто мучим телесными страстями, проникающими извне вовнутрь, в особенности, недугом пьянства.
Житие мученика Вонифатия чрезвычайно интересно. Оно было написано таким образом, словно составитель Духом Святым предвидел, что настанут времена, когда даже слова Господа Иисуса в Евангелии - ‘Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека’ - будут из-за страсти пьянства обращены вспять.
Житие Вонифатия написано в форме средневекового романа. Отличается от большинства житий продуманностью чисто литературного повествования. Потому каждому человеку во Христе Иисусе полагается его знать.
Вонифатий жил в грехе со своей сожительницей в Риме. Она была богата, он нет. Такая форма совместной жизни мужчины и женщины в Римской Империи именовалась сожительством, по латыни, конкубинатом. Оно могло продолжаться весьма долгое время, сопровождаться верностью сожителей друг другу. Однако, в ней не было того, что с точки зрения Писания, Предания и тогдашнего светского права должно было сопровождать брак: обетом быть вместе навсегда.
Как правило это было связано с разным социальным статусом обоих. Поэтому Древняя Церковь так никогда и не признала конкубинат браком. Хотя сам светский брак признавала таинством. А собственно церковная форма брака возникла гораздо позже, как говорят исследователи, спустя многие века.
Итак, Вонифатий и Аглаида, как звали его спутницу, жили на одном из семи Римских Холмов - Риме. Предание о конкретном место, где находился их дом, сохранилось.
И стал я на песке морским, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами’, - пишет Апокалипсис об Антихристе (Откр.13,1). Пьянство как песок морской, не насыщающий плоть, а страсть как море не утоляющей жажды соленой страсти. В сознании первых христиан Рим был подлинно городом греха, и столица грехов, два из которых - сладострастие и обжорство с пьянством - пленили Аглаиду и Вонифатия.
Последняя была весьма богата и суеверна - прообраз многих наших современниц. Услышав, что в Киликии - исторической области на берегу Средиземного Моря, где ныне столь много отдыхающих в современной Турции наслаждаются жизнью - вспыхнуло гонение на христиан, Аглаида послала Вонифатия принести мощи.
Важно понимать, что древние христиане считали мощами мучеников все то, что от их тел оставалось: кости, которые не были съедены зверями, и даже прах и пепел, потому что некоторых святых язычники сжигали!
Напомним, что родом из Тарса Киликийского был Апостол Язычников Павел. Он, обращённый к вере небесным явлением по молитве Стефана, видел и, несомненно, сам просил Бога о Даре Веры в сердце Вонифатия.
Судьбами Бога в истории в день памяти Вонифатия в нашей Церкви мир встречает Новый Год. Мир - Топос Спасения. И о каждом, крещённом и некрещёном, верующем и неверующем, во Христе Иисусе Духом Святым промышляет Бог.
Новый Год как празднование - способ задуматься над временем. Хотя бы мысленно прикоснуться, чтобы уловить его ход. ‘Прошлого уже нет, будущего ещё нет, а настоящее - столь мимолетно, что его ни на миг не остановишь’, - писал некогда святой Августин в ‘Исповеди’.
Господь же в момент страдания вселял в сердца мучеников такой Дар Благодати, что они могли уловить, остановить и прекратить время. Тот самый греческий ‘Кейрос’, то время, в котором вочеловечился Бог, чтобы ‘освободить нас от времени’. ‘И клялся Живущим во веки веков, что времени уже не будет’, - по слову Откровения (Откр.10,6).
‘И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть Книга Жизни’, - написано в Апокалипсисе (Апок.20,12). В Тарсе Киликийском Вонифатий увидел мучеников, убитых и убиваемых, великих и малых, всех вместе взывающих к Богу, с мольбой и просьбой.
‘И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? (Откр.6,10). Не мстишь сильным мира, и аду, и смерти и дьяволу.
Молитва святых была услышана. Вонифатий воскликнул: ‘И я христианин!’ В этом ‘и я’ было что-то очень нелепое. Особенно для язычников. Уверенных верой своей интеллектуальной силой и мощью оружия. Но Бог, устами Господа в Евангелии провозгласивший - ‘Блаженны Кроткие’ есть Бог кротких. Нелепых, неудачливых, живущих невпопад. Земля же, которую наследуют кроткие есть Сам Господь Иисус. Новая Земля и Новое Небо Небесного Иерусалима Евхаристии.
‘Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов (Апок.22,2).
Потому и Вонифатий был казнен за Христа, стал христианином и мучеником, крестившись Крещением Господня Креста, Крещением Христовой Крови. Мощи его были доставлены в Рим Аглаиде.