Publications

Святой Пионий Смирнский

Августин Соколовски

Пионий был пресвитером в Смирне. Ныне это турецкий город Измир. Христианство пришло в Смирну вместе с апостольской проповедью. Согласно Преданию, основателем местной Церкви был Апостол Иоанн Богослов. Это значит, что епископская кафедра в Смирне обладала апостольским происхождением, а потому обладала особенным авторитетом в Древней Церкви. От того, насколько тверда в вере была Община в Смирне, в значительной степени зависели судьбы христианства во всей Вселенной.

Святой Пионий пострадал за Христа в гонение Императора Декия (249–251). Декий проводил гонение под эгидой возвращения к традиционным ценностям. По римским законам, христианство считалось «новой религией», поэтому было запрещено. Однако, власти, как правило, закрывали на его существование глаза. Тем более, что многие представители знати сами становились христианами. Однако, и гонение Декия это показало, так не могло продолжаться всегда.

Гонение Декия наступило после долгого перерыва, видимого отсутствия преследований и мира в Церквях. Оно казалось внезапным и неожиданным. Христианство к тому времени успело распространиться, а количество христиан возрасти. Наслаждаясь, как об этом всегда молилась Церковь во время литургии, «мирными временами», многие христиане оказались совершенно не готовы к внезапно вспыхнувшему кровавому преследованию.

Язычники требовали от христиан отречься от веры путем принесения идольской жертвы. Многие отрекались от веры из страха мучений. Другие отрекались во время пыток и истязаний. Иногда приобретали фальшивые справки, в которых говорилось, что предъявитель данного документа принес жертву богам. Подлинно, в прошлом не было ничего не современного нам!

При этом все они, те кто принес жертву на деле или просто приобрел соответствующую справку, в глазах Церкви считались отрекшимися от веры. Раннее христианство требовало от своих последователей безупречности по образу Христову. Все они именовались падшими. Ведь в ту эпоху среди многих в Церкви господствовало убеждение, что отречение от веры прощению не подлежит. О том, что грех отречения не может быть прощен даже Церковью, в частности, учил авторитетный древний автор, карфагенский пресвитер Тертуллиан (+220). О чрезвычайной строгости Церкви к отрекшимся от веры свидетельствуют многие древние каноны.

За столетие до гонения Декия, 23 февраля 155 года в Смирне был заживо сожжен за исповедание веры ученик Иоанна епископ Поликарп. Этот день его памяти, стал особым празднованием для всех смирнских христиан.

Именно Пионий сохранил для Церкви описание страдания Поликарпа. Святых связывало особое духовное братство. Согласно житию, Поликарп являлся Пионию в видениях. Зная в Духе Святом, что именно 23 февраля язычники нанесут по Смирнской Церкви решительный удар, Пионий с учениками накануне совершил Евхаристию.

По образу Книги Деяний, накануне прощания и великого испытания, ночь они провели в молитве и размышлении. Затем, подобно Павлу (Деян.20,23) и христианскому пророку Агаву (21,11), который связан себя узами в знак того, что вскоре ожидало Апостола, Пионий также наложил на себя узы и предсказал, что все они, он и его ученики, будут схвачены. Наутро святые были арестованы. За отказ отречься от веры, Пионий, подобно Поликарпу, был сожжен. Вместе с ним пострадали ученики, некоторых из которых житие упоминает поименно.

Это повествование являет нам образ того, в какой значительной степени христиане третьего века были людьми Писания, и, в словах своих, делах и жестах, до мельчайших подробностей, вдохновлялись его словами. Житие Пиония богато подробностями. Время Великого Поста – это заповедь его перечитать. Ведь христианский Пост это не только и не столько отказ от пищи, но время напитать себя примером святых с тем, чтобы хотя бы через это воспоминание возвратить себя в Общение Святости.

Первые христиане именовали дни кончины мучеников «днями рождения». Итак, незадолго до своего рождения, в темнице и за ее пределами Пионий встретил множество христиан. Тех, кому предстояло мучение за веру, и, главное, тех, кто из страха мучений уже отрекся. Последние особенно страдали. Перед лицом насмешливой языческой толпы они осознавали себя полностью одинокими, ибо были отпадшими от Церкви. Они были умершими еще до того, как родились. С одной стороны, язычники и иудеи подвергали их осмеянию за отречение. Об этом свидетельствует житие. С другой стороны, отрекшимся предстояла казавшаяся неумолимой в своей строгости Церковь.

Пионий утешал падших, обнимал их и плакал вместе с ними. Не обладая епископской властью вернуть их в Общение, он, как живой исповедник веры ходатайствовал об их возвращении перед всеми. Он увещал не поддаваться унынию и уповать на божественное всепрощение. Он плакал и молился вместе с падшими. Словно живая икона Христова, жертва, приготовленная ко всесожжению, Пионий закрывал уста язычникам, а христианам заповедал верить, что Церковь лишь там, где прощается всё.