Августин Соколовски
3 июня Православная Церковь празднует память святых Константина и Елены. Константин был императором Римской империи, а Елена была его матерью. В 337 году, накануне своей смерти, Константин был крещен в одной из древних имперских столиц, городе Никомидии. Дата памяти Константина в литургическом календаре относится именно к этому дню.
И сегодня Церковь живет в мире, многие характеристики и постулаты которого были установлены Константином. От принципа религиозной терпимости до обычая доверять заботу о бедных и нуждающихся церковным структурам, и до закона о том, что первый день недели, а не последний, или какой-либо другой день, то есть воскресенье, должен быть свободным. Воскресенье является выходным днем в Китае и других странах, далеких от христианской Европы. А совсем недавно оно даже стало нерабочим днем в одной из богатых стран Персидского залива.
В своем завещании Константин повелел похоронить себя в базилике Святых Апостолов, которую он сам построил в новой христианской столице Империи, Константинополе, основанной им ровно за семь лет до этого. В храме находилось двенадцать символических надгробий апостолов. Жители столицы в ответ на это с некоторой иронией — ведь шутки о вождях существовали задолго до конца советской эпохи «при Брежневе» — говорили: «Теперь среди апостолов и сам Константин». Так, наименование «Равноапостольный» сначала было дано ему, постепенно утрачивая иронический оттенок, а затем стало применяться Церковью к святым, много потрудившимся в Миссии.
Поскольку в последние годы своей жизни Константин всячески поддерживал еретиков-ариан и даже способствовал принятию в церковное общение самого Ария, хотя последний скоропостижно скончался в Константинополе в самый момент своего возвращения, Константин изначально стал «арианским святым». Именно они его почитали и считали святым покровителем. Но вскоре восточные православные «забрали» у еретиков этот культ. На Западе же Константина просто воспринимали положительно, без канонизации. В отличие от Отцов Восточной Церкви, западные отцы и святой Августин «предпочитали» Константину императора Феодосия Великого, который правил в Константинополе сорок лет спустя и на Втором Вселенском соборе в 381 году привел арианскую партию к окончательному поражению. По повелению святого Амвросия Медиоланского Феодосий публично раскаялся в жестокости, проявленной им по отношению к мятежникам, и тем самым подал решающий пример. Историки утверждают, что только установление церковных уний между католицизмом и православием во время Контрреформации «заставило» католиков принять Константина в свой литургический календарь как святого. Таковы были пути императора-апостола, который странным образом стал странствующим святым «странствующей святости».
Крещение Константина совершил местный епископ Евсевий, ярый представитель еретической арианской партии. В отличие от других еретиков, и от самих себя в более позднюю эпоху, Ариане тогда не создавали свою собственную Церковь. Следовательно, действительность крещения Константина под сомнение никем не ставилась.
Более того, сам Константин долгое время считал себя христианином и, на Вселенском соборе в Никее, ровно за двенадцать лет до своей смерти, он назвал себя «епископом внешних дел Церкви». Историки и богословы до сих пор спорят о значении этого ранее неизвестного титула. Тропарь, который поет Церковь во время литургии в день его памяти, называет его «Апостолом среди императоров». Французский, английский и другие современные европейские языки используют слово «короли» вместо «императоры». На самом деле, чтобы обеспечить точность «транссемантического перевода», как называл подобные сложности Умберто Эко, следовало бы написать: «Константин — апостол среди политиков». Возможно, это и есть главный завет Константина всем последующим поколениям верующих, и особенно нашему времени православных христиан в эпоху постмодерна: быть апостолом среди своих. Иначе личное христианское свидетельство не будет подлинным. А без свидетельства об Иисусе Христе ни святости, ни спасения не достичь.