Августин Соколовски
В дни празднования Рождества Христова Церковь чтит память Апостола, первомученика и архидиакона Стефана. Эта близость памяти святого к Рождеству вовсе не случайна. Она свидетельство не только великого почитания Стефана в Древней Церкви, но и той особенной роли, которую Предание и, главное, Писание отводили этому первому мученику за Христа.
Стефан был одним из семи диаконов, об избрании которых говорится в книге Апостольских Деяний. «Их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Деян.6;5,7).
Интересно, что по мнению ряда Отцов Церкви, в частности Иоанна Златоуста, диаконство Стефана и Семи Диаконов не имело ничего общего с современным литургическим диаконством. Это было особенное служение, конкретные характеристики которого, кроме заботы о бедных, до нас не дошли. Несомненно, оно было пророческим. Вспомним, как в Книге Деяний Ангел Господень восхитил Филиппа, и он стал невидим (Деян.8,39).
Так и Стефан проповедовал, благовествовал, совершал знамения во имя Христа. «Он был исполнен веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе» (6.8). Никто из противников веры во Иисуса «не смог противостоять Мудрости и Духу, которым он говорил» (6,10). За это он был схвачен и приведен в Синедрион на Суд.
На суде Стефана обвиняли ложные свидетели. Они утверждали, что он произносил святотатственные слова про Храм и Иерусалим, Закон, и Самого Бога.
В ответ Стефан изложил всю свящённую библейскую истории. Начав от Авраама (7,2), он продолжил Моисеем (7,20), Давидом (7,46), и завершил Соломоном «который построил Ему дом» (7,47), и пророками, которых гнали отцы (7,52).
В момент, когда священная библейская история, по замыслу преступных слушателей, судей Стефана, находило свое правовое олицетворение в Синедрионе Стефан, а по сути, Сам Автор Писания - Дух Святой его устами вынес Свой вердикт.
. „Вы - предатели и убийцы”, - сказал он (ср. Деян.7,52).
Очень важно понимать, что описание происходившего со Стефаном воспроизводит последовательность суда, обвинения и приговора, вынесенного тем же Синедрионом Господу Иисусу Христу.
Есть лишь одно единственное отличие. Господь наш молчал на Суде. Стефан же благовествовал. По исполнение слов Христовых: „Не вы будете говорить, но Дух Святой” (Мф.10,20).
Стефан говорил в Духе. Именно поэтому сказанное далее имеет ключевое значение: «И все, сидящие в Синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела» (6,15).
Судьи Стефана были уверены, что Иисус из Назарета был ими убит руками римлян. Он был распят, убит на кресте, место погребения его известно, а тело было украдено ближайшим кругом учеников. Именно так звучала их клевета.
«И наречется имя Его Великого Совета Ангел», - пишет Исайя о Христе (Ис.9,5). Этот гимн торжественно поётся на богослужении Рождества. В свете библейского откровения становится очевидным, что Лицо Ангела – это Лицо Ангела Великого Совета, Мессии, Сына Божия, Господа Иисуса Христа. Так исполнялось сказанное в Писании и в учении Церкви о том, что Дух Святой являет Сына. “Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам”, - говорится в Евангелии (Ин.16,14).
Получается, что в самый момент кульминации судебного действа над Стефаном и, в его лице, суде над всей Церковью, Синедрион, смотря на Стефана, внезапно увидел … Живого Христа.
Тогда они «положили свои одежды у ног Савла и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: «Господи! Не вмени им греха сего» (Деян.7,58-60).
Стефана побивали камнями. Он восходил на Небеса. Но молитва его даровала Церкви Павла. Того, кто, убивая Стефана, уже видел Ангела.