Publications

Сретение Господне

Сретение — завершение праздника Рождества. Ведь рождественское событие в новозаветных текстах продолжается сорок дней, когда, наконец, родившийся приносится в Храм Божий. Таким образом исполняется предписанное Законом Бога относительно новорожденного.

Праздник Сретения связан с библейскими постановлениями Моисеевых книг Завета. Жизнь библейского человека была связана с Храмом и исполнением Закона.

Так, было дано повеление о том, чтобы всякая жена подлежала очищению спустя сорок дней после рождения младенца мужского пола. Очищение совершалось молитвой и принесением жертвы. Поэтому Пресвятая Дева на сороковой день прошла через обряд очищения. Согласно Евангелию от Луки, в жертву Мария и Иосифа принесли не ягненка, но двух птенцов, что было уделом людей бедных (Левит 12;6,8).

Другим постановлением, исполненным на сороковой день, стало воспоминание избавления от Египетского Плена. Ведь некогда Бог избавил Свой народ от погибели. Все родившиеся первенцы египетского народа, от человека до скота, погибли в Ночь Исхода. Тогда как первенцы израильского народа были сохранены Богом. Но с условием, что они будут принадлежать исключительно Ему.

Поэтому и Господь Иисус младенцем приносится в Храм. По Закону, за Него новорожденного и перворожденного также должна была быть принесено приношение. Однако, текст Евангелия умалчивает о принесении какой-либо жертвы (Лк.2;22-24).

Тем самым, дается понять, что Господь Иисус навсегда оставляется в Божественном Храме. Но не буквально, а в сакраментальном библейском смысле. По Замыслу Завета. Ведь Он Единственный Подлинный Первенец, Единородный Сын Отца и Бога, и, одновременно, первенец рода человеческого, единственный настоящий Человек, в Котором состоялся ответ на Завет Бога.

Ведь Бог сотворил мир, человека и человечество и создал Себе Свой избранный народ. И ждал. Веками и тысячелетиями ждал ответа Своего Творения. Ответ же не приходил. Более того, ответом на божественное утверждение, со стороны человека приходило отрицание, падение, измена, предательство и неверие. Во всех божественных заповедях человечество погрешило.

Тогда Господь Иисус – Вошедший в историю Бог – Сам стал этим ответом. В Нем и только в Нем был бесконечное «Да» и вечное «Аминь» всем божественным заповедям, обетованиям и Завету.

В Событии Сретения Он приносится в Храм. И ждут Его праведники Божьи. Симеон и Анна, возраст которой символически обозначен числом 84 (Лк.2;22-24;36-37).

Если истолковать его, как годы, прожитые с момента вдовства, то получится, что Анне Пророчице было более ста лет. В самом это обозначение преклонных лет, настоящей библейской старости, символически явлена бывает старость мира, уставшего ждать искупления. Пребывавшего в отчаянии ожидания, которое не сбывалось, но ныне сбывается.

Господь Бог приносится в Храм в человеческих плоти и крови. Остается пребывать в нем, тем самым, Храм упраздняя. Ведь более не будет Храма на земле. Храм будет упразднен. Теперь его более нет.

Живые храмы людей, приобщенных Тела и Крови Бога, Его Народ. Подлинный Храм Господа и Бога, отныне, всякий во Христе человек. Подобно, но в гораздо большей степени, чем Симеон и Анна, носящий Бога в себе. На своих руках, в своем теле, дыхании и сердцах. Событие Сретения – начало этой великой дарованной человечеству радости. Повод к благодарению.

Сретение – встреча Бога и человека. Сретение – Пришествие Господа. Сретение – радость мира. Сретение – Торжество Света. Сретение – ожидание Царя Славы. Сретение – наступление Последнего Времени. Сретение – Завершение Истории. Сретение – Приготовление Трона.

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski