В первые дни Великого Поста на великом повечерии читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского (660-740). Это четырехдневное чтение вводит Церковь в покаянное время. Читая великий канон, Церковь чтит память его преподобного автора.
Андрей родился в Дамаске в правление четвертого праведного халифа Али (656-661), на преемство которого ссылается исламская традиция шиизма, и умер на острове Лесбос в правление императора-иконоборца Льва Исавра (+741), положившего начало новой династии.
Рождение Андрея на год предварило трагическую гибель Имама Али, а отшествие его ко Господу также на год — смерть Льва. С уходом Абу Талиба закончилась эпоха Праведных Халифов (630-661). Именно Льву удалось остановить наступление арабов у стен Константинополя (718). И в благодарность Богу за эту победу, Лев положил начало … иконоборчеству (730-842). Но об этом мы еще поговорим.
В отличии от житий многих известных святых, в дошедшей до нас биографии Андрея мало легендарного. Биография его интересна и логична. Лишенная легендарного, она исторична, а потому драгоценна и поучительна.
Довольно рано, уже в 15 лет Андрей поселился в монастыре при Гробе Господнем в Иерусалиме. 14 лет, по канонам Церкви, до сих пор является возрастом совершеннолетия. Да и вообще люди в то время жили очень недолго. Если в наше время такое начало считалось бы шагом к епископской «карьере», то, по канонам Древней Церкви, монашество и епископство были не совместимы. Потому епископы из монашествующих были, скорее, исключением.
Монашество в первоначальном понимании было лишено всякой сакраментальности. Иными словами, оно не воспринималось как таинство. В восприятии Древней Церкви монашество - чистое ad hoc (лат. «здесь и сейчас»).
Таинство есть объективность. Оно необратимо. Так, крещение и рукоположение не могут быть отняты, а Евхаристия не может возвратиться в состояние обычного хлеба и вина.
Монашество же субъективно. Оно обратимо. Даже если монашества нельзя лишить или его нельзя отнять, то его можно лишиться и отречься через секс, деньги и власть. Древние отцы боялись утратить монашество. Боялись этого как огня. Боязнь этой утраты пронизывает собой Великий Канон.
В 680 году в Константинополе состоялся III Константинопольский Собор, который позднее вошел в историю, как VI Вселенский. На этом Соборе Церковь осудила ересь монофелитства. Монофелитство считало, что в Богочеловеке Христе нет природной человеческой воли. По логике Отцов Собора это означало, что человеческая воля Христом не воспринята, а значит не исцелена. Тема болезни и исцеления воли человека – одна из составляющих … Великого Канона.
Поскольку Иерусалим находился на территории Халифата, местоблюститель Иерусалимского Патриаршего Трона Феодор I (668-692) не принял участия в Соборе 680 года. В 685 он послал Андрея, который к тому времени стал его секретарем, в составе делегации в Константинополь, чтобы подтвердить согласие Иерусалимской Кафедры с постановлениями Константинопольского Собора. Андрей так и остался в Столице, где был поставлен диаконом в Святой Софии.
Подобно нашему, время Андрея было апокалиптическим временем. Вследствие христологических споров V-VI веков, имевших место после IV Вселенского Собора в Халкидоне (451), фанатизма противников Собора и репрессивной политики Константинополя против несогласных, Восточное Православие с 537 года раскололось на две части. Центрами этих частей были, соответственно, Александрия и Константинополь. Это были две равновеликие Церкви, с параллельными иерархиями, которые были не прочь … перекрестить друг друга. В начале VIII века арабские армии завоевывали Пиренеи, а 674-678 годах уже стояли у стен Константинополя. В своем каноне Андрей просит Богородицу сохранить «Великий Град».
Новый император Лев III Исавр (717-741) был человеком искренней религиозности. В религии он искал и причину постоянных поражений византийцев. В 717-718 продолжалась вторая осада арабами Константинополя. Лев вступил в союз болгарами, был великим полководцем. Ценой невероятных усилий Город удалось отстоять. Победа основателя исаврийской династии остановила арабскую экспансию в Малой Азии и Восточной Европе. В 726 году Лев вступил на путь иконоборчества. Ведь «иконоборцами», то есть не принимавшими человеческих религиозных изображений, были и постоянно одерживавшие тогда военные победы мусульмане. Вскоре после этого Лев и … вправду начал побеждать. Такое совпадение стало для Церкви того времени великим искушением.
Андрей был диаконом вплоть до своего поставления во епископы критского города Гортина недалеко от Ираклиона в 692 году. В 712 году он участвовал в другом, созванном императором Филиппиком (711-713), Соборе, который отменил решения VI Вселенского и вновь поддержал монофелитизм. Для таких отцов, как Максим (580-662) или Мартин Исповедник (598-655) такая подпись под решениями Собора означала отречение от Христа. После низложения Филиппика, Андрей раскаялся в своем прежнем решении, о чем сохранилось письменное свидетельство в соответствующей поэме. Скорбь об отречении от Бога невидимою нитью проходит сквозь строки Великого Канона.
Незадолго до своей кончины, Андрей Критский отправился в Константинополь. Словно искупая свою вину за монофелитское отречение, Андрей проповедовал против иконоборцев. В 730 году, вместе с Патриархом Германом (+730), Андрей отказался подписать иконоборческий Эдикт. За это выступление против политики Императора. Творец Канонов был низложен, сослан, и умер в изгнании.
У Андрея был великий поэтический дар. Литургическая наука полагает, что именно Андрея Критского следует считает родоначальником богослужебного жанра канонов. Исторически, канон вытеснил предшествовавший ему жанр кондака: развернутого, технически и филологически гораздо более сложного типа богослужебного хвалебного текста в честь праздника.
Вершиной жанра кондака считается творчество уроженца сирийского Хомса - Романа Сладкопевца (485-556). Вспоминая Андрея Критского, община призывается вспомнить и его невольного конкурента Романа, из великого, потрясающего поэтического наследия которого в современном православном богослужении … не используется почти ничего.
«Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли». Мало кто знает, что в греческом оригинале Символа Веры слово «Творец» буквально означает «Поэт».
Читая Великий Канон, Церковь взывает: «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас». Андрей был епископом, проповедником и поэтом. Житие Андрея Критского говорит о том, что до семи лет он не мог говорить. Дар речи пришел к нему через Причастие. Получается, что, в творениях Андрея, Причастие стало рождением поэзии — поэзии во славу Поэта Неба и Земли.
иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski