Publications

Рождество Иоанна Крестителя

Августин Соколовски

Сегодня Церковь празднует Рождество Иоанна Крестителя. Само это торжественное празднование в честь Рождества Иоанна означает, что мы имеем дело не просто с праздником в честь святого, но говорит о приобщении через это торжество к празднованию библейской спасительной тайне.

Подобно Иоанну, Церковь также празднует Рождество Самого Спасителя, Божьей Матери, матери ее Праведной Анны и других непосредственных участников домостроительной тайны. В этом смысле Рождество Иоанна – библейское празднование.

Иоанн Креститель проповедовал наступление Царства Божия. Он возвещал окружающим скорое Пришествие Мессии. Иоанн первым увидел Его во Иисусе и, по воле Бога, Сам крестил Господа.

Согласно евангельскому тексту, некоторые из Апостолов первоначально были учениками Господа Иисуса и через Иоанна пришли к следованию за Спасителем. Это означает, что Иоанн – не только провозвестил Пришествие Мессии, узнал и встретил Его в совершённом обряде крещения, но и находится у основания Церкви Христовой. Ведь согласно Символу Веры, Церковь именуется «Апостольской».

Итак, Церковь празднует Рождество Господа Иисуса, Пресвятой Богородицы, Иоанна и других весьма немногих библейских праведников только в контексте соотнесённости этих событий с домостроительством спасения. Поэтому важно помнить и понимать, что отдельные исторические дни празднования рождества святых, как-то святителя Николая в августе, являются лишь подтверждениями из этого, одновременно, богослужебного и библейского правила. 

В первые века своего существования Церковь Христова именовали рождеством, или днем рождения святых Господа день, когда они прощались с этим миром, чтобы присутствовать в нем с еще большей силой через совершение Церковью Евхаристии. Эти дни же рождения святых в древности почти всегда были днями их мученической славы.