Publications

Святой пророк Наум

Августин Соколовски 

Сегодня 14 декабря, когда последний зимний месяц почти достиг своего преполовения, Церковь чтит память Пророка Божия Наума. Воспоминание ветхозаветных праведников в особенности присуще дням Рождественского Поста. Оно говорит странствующую на земле Церковь к Празднованию Рождества. 

Пророк Наум, имя которого с иврита переводится, как ‘Утешитель’, возвещал слово Божие в Иудейском Царстве в конце VII века до Рождество Христова. 

Седьмая по счёту среди двенадцати книг малых библейских пророков, Книга Наума состоит из трёх глав. 

В первой говорится о том, что земля будет предана огню. Возвещается милосердие и всемогущество Господа.

Во второй предсказывается скорое Падение Ниневии. 

В третьей и последней главе Наум провозглашает разрушение не только Ниневии, но и всего Ассирийского Царства. 

Под образом Ниневии Отцы Церкви видели пророчество о разрушении Ада и Смерти Воскресением Христовым. 

Чтобы лучше понять благовестие ветхозаветных пророков, важно понимать суть веры библейских праведников, их представление о Боге. 

Вера в Ветхом Завете - это не какая-либо вероучительная формула и не следование определённому Символу Веры. Это прежде всего Вера Богу и следование за ним. ‘Верить Богу, верить в Бога и следовать за Ним’, - как об этом некогда писал в своих толкованиях на библейские тексты величайший Отец Церкви святитель Африканской Церкви Августин (354-430).

Бог Библии – не Бог философов и богословов. У Бога Библии есть слух, есть уши, глаза, руки и ноги. Он гневается и ненавидит грех. «Но воспрял Господь, как ото сна, как богатырь, что протрезвел от вина», - говорится в псалмах (Пс.77,65). Бог Библии в одеянии человеческих слов.