Августин Соколовски
8 мая Церковь празднует память святого Апостола и Евангелиста Марка. В этот день Марк, к тому времени глава христианской общины города и первый епископ Александрии, был мученически убит языческой толпой за проповедь Христова имени.
Это произошло в 68 году. Спустя 760 лет, в 828, тело Апостола было перенесено из Александрии в Венецию. Спустя 1900 лет после мученической кончины Апостола, в 1968, часть мощей святого, в знак покаяния Католической Церкви перед древними православными христианами Александрии за похищение святынь, была возвращена в Египет, и положена в Каире, где и покоится по сей день.
Таковы главные даты земной биографии Апостола. Уже даже покинув этот мир, он продолжал проповедовать, не только оставленным после себя Евангелием, но и присутствием своих мощей и своего имени в весьма важных частях христианского мира.
Примечательно, что день памяти Апостола совпадает с самой поздней из возможных дат празднования Пасхи в Православии. Это удивительное знамение совпадения дат не только помогает запомнить памятные дни, но и таинственным образом указывает на то, что Евангелие Марка, как и любое другое из канонических апостольских Евангелий, это не просто исторический памятник или рассказ о земной жизни Господа Иисуса, но благовествование о Христе Воскресшем.
Если для ученых всего мира Марк — это прежде всего автор Евангелия, то для православных христиан, он основатель древней Александрийской Церкви. Некогда, до появления Константинопольского патриархата в канонах IV Вселенского Собора в Халкидоне в 451 году, Александрия была первенствующей Церковью на всем Православном Востоке.
Древние Отцы Церкви отправлялись в Александрию за научными знаниями, христиане всего мира оттуда узнавали дату предстоявшего празднования Пасхи, а благочестие Церкви было преображено зарождением именно в Египте и Александрии первого монашества.
С именем Апостола Марка сохранилась божественная литургия. Хотя в современном уставе о богослужении она не употребляется, содержание ее богато молитвенным описанием глубин богословия и передает явление пасхальной тайны, как ее выражал в славословии Богу вот уже почти две тысячи лет назад сам Евангелист Марк и основанная им Церковь.