Воздвижение Креста Господня
27 сентября весь христианский мир воспоминает событие Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Если для Западного Христианства этот день с течением веков сделался простым воспоминанием, то для Христианства Восточного Воздвижение является настоящим Празднованием.
В 326 году Крест, на котором был распят Господь Иисус был найден, или, лучше, обретен Императрицей Еленой в Иерусалиме, а в в 629 обратно возвращен во Святой Град Императором Ираклием. Это означает, что происхождение и значение Праздника Воздвижения историческое. Некогда христиане были гонимы, а затем императорская власть Римской Империи уверовала во Христа. Империя стала христианской.
В этом превращении Римской Империи в христианскую державу кто-то видел величие, а кто-то – пророчество о поражении. Так, писатель, историк и церковный учитель Евсевий Кесарийский, увидел в христианизации Империи исполнение библейских обетований. В своей Церковной Истории, и, в особенности, похвале Константину, Евсевий воспевал Императорскую Власть, как новое Царство Креста.
Карфагенский Учитель Церкви Августин считал иначе. В своем труде «О Граде Божьем» Августин предупреждал, что всякое государство, утрачивающее нравственную легитимность, ничем не отличается от банды разбойников. У государства есть легитимность и организованность, но это не должно обольщать. То, что христианизация Империи есть благо, очевидно. Но всякое земное благо двусмысленно, может искажаться, и способно искажать.
В повествовании Евангелия от Луки о суде над Господом Иисусом содержится очень важный, наполненный глубоким смыслом, эпизод (Лук.23;1-12). Два непримиримых врага, Пилат и Ирод, внезапно стали друзьями после того, как они, один за другим, судили Христа. Правитель Ирод олицетворял политическую власть в Иудейском Народе, а Пилат был наместником Римского Императора. Евангелие никогда ни о чем не говорит случайно. Самим Своим молчаливым присутствием Господь Иисус примирил двух прежних врагов, но это примирение ни одному из них не послужило во благо. Господь примирил двух злодеев, при этом не сказал им ничего. Примирение и благословение от Господа, обернувшиеся настоящим проклятием. Праздник Воздвижения Креста Господня, по сути своей, есть напоминание о всей нашей Христианской Истории, напоминание о том, как в своем бытии в Империи Церковь часто оказывалась неспособной различать духов и видеть знамения времен.
В Праздновании Воздвижения Креста Господня есть и одно особенное исключение. Обычно в великие христианские праздники Церковь не празднует в честь святых, но именно в День Воздвижения в 407 году скончался Иоанн Златоуст. Один из величайших святых пастырей всей христианской Истории, Иоанн дважды был изгнан Императорской Властью со своего епископского престола и, в ссылке, по сути, был убит. Смерть Златоуста стала результатом неправедного взаимодействия Империи и Александрийской Церкви, архиепископ которой Феофил, желал Иоанну смерти видел в Иоанне опасного врага. Златоуста любил и защищал только сам христианский народ. В день Воздвижения Община просит Господа простить tq те моменты забвения, которые на путях истории постигали ее.
Иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski