Publications

СВЯТОЙ ПАТРИАРХ МИНА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ

7 сентября Церковь празднует память святого Мины Константинопольского. Мина был первым в истории константинопольским патриархом, рукоположенным римским папой. Тогда это был православный папа Агапит, который, также впервые в истории, находился с визитом в Константинополе. Александриец по происхождению, до своего избрания Мина был священником и, выражаясь современным языком, главврачом знаменитой больницы святого Самсона Странноприимца.

К тому времени Церковь в Византийской Империи находилась в глубоком кризисе. В 519 году Антиохийская Церковь разделилась на две части, православную и монофизитскую, во главе с двумя противоборствовавшими друг другу патриархами, которым подчинялись две параллельные иерархии. В 536 году практически весь Египет, во главе с «коптским» Александрийским патриархом, также окончательно отделился. До избрания святого Мины Константинополе Церковь возглавлял патриарх Анфим, который также сочувствовал еретикам, ибо отрицал догмат Четвертого Вселенского Собора в Халкидоне (451) о том, что во Христе Иисусе были две природы, божественная и человеческая. Именно в таких обстоятельствах 2 февраля того же 536 года Папа Римский Агапит прибыл в Константинополь. Патриарх Анфим бежал, и тогда на место его был поставлен Мина.

Рукоположение оказалось пророческим, поскольку вскоре папа Агапит скончался, а Мина вместо него провел церковный собор епископов, который навел порядок, в пошатнувшихся было, делах местной Церкви и восстановил Халкидонское Православие.

Затишье в делах церковных, достигнутое святым Миной, в самом начале его патриаршества, было недолгим. Вскоре вспыхнули новые споры, в которые, Мина, вопреки своему миролюбивому характеру, оказался вовлеченным. Вспыхнувший в Палестине конфликт между учеными монахами оригенистами, который отрицали уникальность божественности Христа Спасителя, считая, что каждый может «приравняться» к Нему через аскезу, вскоре сменился спором о возможности осуждения Церковью уже умерших в общении с ней иерархов и богословов в случае доказанного подозрения в ереси. Это был так называемый вопрос «О трех главах». Впоследствии оба спора стали предметом обсуждения Пятого Вселенского Собора (553). Мина не дожил до этого эпохального события ровно год. Если бы Бог продлил дни его жизни, он по праву бы считался одним из Соборных Отцов.

Новый папа Вигилий (537–555) вел двусмысленную церковную политику. Подобно своему предшественнику, он также был в Константинополе, но, на сей раз, фактическим пленником императора. Это не помешало ему неоднократно отлучать святого Мину, на словах, по подозрению в не православии, а на самом деле, чтобы возложить на него ответственность за свои собственные промахи. Мина всё прощал, искренне смирялся и каждый раз просил восстановить его в церковном общении.

Народ почитал его за миролюбие, милость к больным и благочестие. Еще при его жизни с его именем были связаны два значимых чуда. При больнице Святого Самсона император Юстиниан Великий исцелился от бубонной чумы. В одном из домов еврейский ребенок крестился, за что его собственный отец бросил его в печку. Три дня и три ночи он оставался невредимым. По его собственному признанию, когда ему становилось невыносимо жарко, огонь в печи остужала некая «Прекрасная Видом Женщина». Для православных было очевидно, что это была Возбранная Воевода, Покровительница Константинополя, Богородица.