Publications

XXV НЕДЕЛЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

Великий древний автор и богослов, Тихоний Африканский (+390) сформулировал мысль о том, что Церковь представляет собой двухчастное тело, в нем одна часть принадлежит Христу, другая дьяволу. Эта чрезвычайная м исключительно оригинальная мысль была творчески воспринята его младшим современником, Отцом Церкви, святым Августином, который утверждал, что Церковь – составное единство. Тело дьявола будет отделено и сгорит в аду в конце истории. В ночь мира душа Церкви, жизнь Церкви – Тело Христово со всеми спасенными будет освобождено из объятий преисподней.
XXV НЕДЕЛЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
о. Августин Соколовский
1. В двадцать пятую неделю после Пятидесятницы Церковь продолжает чтение Евангелия от Луки и прочитывает шестьдесят шестое зачало, двенадцатую главу, стихи с шестнадцатого по двадцать первый. Это притча о безумном богаче. В ней говорится, как у одного богатого человека был хороший урожай в поле. По этому поводу он решил сломать свои прежние хранилища и построить еще большие. Туда он решил положить весь свой хлеб и все свое имущество. После чего он решил сказать себе, что настало время покоиться, есть, пить и веселиться. В ответ Бог объявил ему, что в эту же ночь "душу его заберут". "Кому достанется то, что ты приготовил?". Иисус завершает притчу словами: "Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет".
2. Эта притча содержится только в Евангелии от Луки. В других Евангелиях ее нет. Она сказана Иисусом в ответ на слова "человека из народа", который сказал Ему разделить "наследство с братом". В ответ Господь заявил, что не уполномочен решать имущественные вопросы народа Божия и провозгласил, что жизнь человека не зависит от степени его богатства. Это мессианское высказывание. Оно выражает исповедание веры Самого Мессии, и, одновременно, исповедание веры Апостольской Церкви в то, каковым действительно является Мессия, Имя Которому Иисус Господь.
3. Мессианский характер, как пояснение к этому Символу Веры носит и сама притча. Иисус не выступает ни против богатства, ни за богатство. Оно Ему безразлично. Поэтому Он, Как подлинный Мессия, отказывается становиться судьей по имущественным вопросам. Иисус провозглашает, что богатство чрезвычайно опасно, оно может быть убийственным. Ему одному, Спасителю мира, доступна власть над смертью и жизнью. Эта власть превосходит все богатство мира. Она страшна и великолепна, источник благоговения и предупреждение. Вспомним слова Апокалипсиса: «Когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живой; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (1 глава, стихи 17–18). Ключи ада и смерти находятся в руках Христа Мессии, богатство не может к ним подобраться никак.
4. Евангелие написано после Воскресения Христова. Его тексты представляют собой то, что на языке богословия называется «пасхальным прочтением», то есть «вспоминанием» дел и слов Иисуса в полной вере и в полном знании, что он был распят, воскрес, вознесся, и вскоре вернется. К кому же относится предупреждение об опасности богатства. Как и все Евангелие, адресованное апостольским общинам, предупреждение относится к Церкви, как Обществу Верующих.
5. Церковь не имеет права обогащаться на земле. Ведь она не только общество верующих, но и Тело Христово. Подобно тому, как Сын Божий во Христе Иисусе принял человеческое тело и воплотился, стал человеком, так Церковь, которая посвящает Себя обогащению, воплощается в том богатстве, которое приобретает. Она предельно материализуется. Но богатство Церкви - это люди, а не материя. Обогащаясь, Церковь оставляет людей и "перевоплощается" в богатство. Тогда приходит ночь: это могут быть большевики в новейшей истории, новые религии, как это было в Средневековье. Бог забирает "душу Церкви - ее призвание» назад. Она остается одна, и даже храмы ее либо разрушаются либо превращаются в храмы других религий и идеологий. Как пророчески говорил святой Августин, великий Отец Церкви начала пятого века, он писал по латыни, но был одновременно алжирцем и тунисцем: "Мы строим церкви и здания, но кто знает, кто именно будет в них молиться после нас!".
6. Церковь называла себя апостольской, потому что она была бедна. Это материальное истолкование притчи. Но есть и духовное. Православие - это неисчислимое богатство веры. Это просто невероятная сокровищница Апостолов, Святых Отцов, подвижников аскетов, это великая духовность, это богатейшая символикой и духовной глубиной литургия. Но на протяжении весьма долгого времени мы просто собирали все это в закрома. Как некогда по-другому поводу говорил один их немецких богословов недавнего прошлого: "Эсхатологическая лавка Церкви давно закрыта". Святых Отцов мало кто читает, на богослужение мало кто ходит, наставления великих учителей едва ли кто исполняет. "Непрестанно улучшайтесь", - взывает Дух Святой всем православным христианам. "Делитесь богатством веры, проповедуйте Евангелие всему творению", - говорит Иисус в Евангелии. Но это просто элементарно не исполняется. Богатство становится архивом, архив подвергается дальнейшему архивированию. Наступает ночь мира. Время умолять Бога, чтобы Он не упразднил Свое присутствие среди нас.