Publications

ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Августин Соколовски

Вселенский Собор – это собрание епископата Римской Империи и некоторых епископов за ее пределами, созванный Императором для решения вопросов вероучения. На языке того времени «вселенной», по-гречески «ойкуменой», именовался цивилизованный населенный мир, в пределах Империи. Отсюда и название этих важнейших событий в истории Древней Церкви.

Второй Вселенский Собор состоялся в летом 381 года в Константинополе. Целью его было преодоление глубочайшего кризиса в жизни Церкви, возникшего после того, как еретики-ариане, не принявшие решения I Вселенского Собора в Никее, привлекли на свою сторону императора и значительную часть епископата.

Когда I Вселенский Собор в Никее в 325 году провозгласил догмат о единосущии Сына Божия Богу Отцу и осудил Ария и его последователей за ересь, многим казалось, что православное учение окончательно восторжествовало. Но оказалось, что для Церкви это было только начало испытаний. Сторонники Ария среди епископата перестали ссылаться на него, как на своего учителя и стали, под видом Православия, распространять свое учение самостоятельно. Император Константин Великий и его сыновья не были богословами. Арианское представление о том, что Бог Отец некогда сотворил Сына и Духа, а потому является единственным Богом и по сути божественным монархом, импонировало властям предержащим.

Святой Афанасий Александрийский (295–373), а затем Василий Великий (330–379), и многие другие святители, богословы и учителя совершили поистине исповеднический подвиг по защите подлинного православного учения. Им пришлось много пострадать, быть в ссылках, испытать гонения. Глубочайший кризис, охвативший тогда Церковь, был назван арианской смутой и продолжался многие десятилетия. Второй Вселенский Собор подтвердил решения Никейского Собора и положил конец многочисленным нестроениям. Благодаря ему было достигнуто взаимопонимание важнейших Церквей, арианству, как угрожавшей всему мировому христианству ереси, был положен конец.

С именем Второго Вселенского Собора связан Никео-Константинопольский Символ Веры. Это наиболее авторитетное из всех христианских исповеданий. Он ежедневно прочитывается, или поется, за литургией, а также в составе повечерия, чина изобразительных и вечерних молитв. Впервые этот Символ был введен в общецерковное употребление на IV Вселенском Соборе в Халкидоне в 451 году и с тех пор приобретал все большее значение. Изменение текста Символа латинянами в конце первого тысячелетий стало главной причиной разделения Православной и Католической Церквей. Отцы Церкви, в частности, святой Амвросий Медиоланский (340–397) учили повторять Символ как можно чаще, как молитву, в моменты уныния, страха и отчаяния. В каждой букве Символа – таинство догматического слова, подобно Кресту Господню, защита и помощь православным.