Августин Соколовски
Каждое из великопостных воскресений посвящено особенному воспоминанию. Так, первое из них именуется Торжеством Православия.
Историческим поводом для этого празднования послужила победа Православной Церкви над ересью иконоборчества. В День Торжества Православия в богослужении совершается не только историческое воспоминание события, но осмысляется богословское значение самого праздника.
В историческом смысле иконоборчество было явлением в Византийской Церкви. Историки и богословы до сих пор не пришли к единому мнению о причинах его возникновения. Есть мнение, что оно представляло собой одну из первых попыток религиозной реформации христианства. Стремительное распространение Ислама повергло тогда византийских императоров в панику. Из-за запрета в Исламе изображения человека, они считали, что в успехах нападения арабов виноваты православные христиане. Лев III Исавр (717–741), правивший в первой половине 8 века, и его преемники, на протяжении столетия преследовали и уничтожали священные изображения.
Сторонники иконопочитания подвергались преследованиям. Наш богослужебный календарь хранит имена многих мучеников и исповедников этого гонения. Оно стало самым продолжительным в истории Православной Церкви систематическим преследованием за веру. Среди мучеников было много монашествующих и мирян. Монахи сохраняли у себя святые иконы, власти предержащие считали, что монастыри служили прибежищем для не желавших служить в чиновничестве и войске Римской Империи. Среди исповедников – святой монах Феостирикт (+770), в котором предание видит автора молебного канона Богородице «Многими содержим напастями». Редкое греческое имя святого переводится на русский язык, как «утвержденный Богом».
В 843 году на Поместном Соборе в Константинополе иконопочитание было окончательно утверждено, а иконоборчество осуждено и отвергнуто. Именно эта дата стала главным поводом Недели Торжества Православия.
Со временем это историческое воспоминание в Первую Неделю Великого Поста стало приобретать дополнительные богословские контуры. Так, в этот день вспоминаются Вселенские Соборы, Отцы Соборов, а также те Отцы Церкви, которые не приняли в них участия, но вклад которых в формирование православного вероучения был колоссален. По традиции, в отдельном молебном пении за богослужением произносятся их имена. Затем провозглашаются догматические истины и осуждаются их отрицающие.
«Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть в твои зрачки», - написал Осип Мандельштам в 1922 году. В новейшее время в различных Поместных Церквях в чин Торжества Православия были добавлены названия новых лжеучений. Эта практика очень значима. Она позволяет определить, какие новые вызовы та или иная Церковь считает для себя важными в современности.
Церковь – это Общество Верующих, Церковь – это сообщество толкователей. Церковь – это Общество Верующих, Церковь – это сообщество толкователей. Призвание христиан каждого исторического момента заключается в том, чтобы ощутить гравитацию смыслов апостольского предания. Так делается очевидным, что забота по сохранению правильного вероучения, не дань прошлому, но заповедь на все времена, переданная Отцами Церкви ныне верующим во Христа.