Publications

Поездка архиепископа Николая Алма-Атинского и Казахстанского по обозрению епархии.

Июнь 23-е число 5 часов утра. Воздух чист и свеж. Вдали величавой красотой выступают горы покрытые зеленью и увенчанные белыми шапками – снегом. Алма-Атинский аэропорт сияет белизной и уютом. 
На летном поле множество воздушных кораблей, многие из них готовы к приему пассажиров, чтобы в кратчайшие сроки перенести их не только в любой город Казахстана, но и Сибири и в сердце России – Матушку Москву. На аэродроме появляется со свитой убеленный сединою – Архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Николай. Его величавая фигура приковывает внимание всех, вызывая невольное уважение. Но вот посадка в самолет и воздушный корабль птицей взвевается в воздух унося архиепископа и его свиту в благословенный путь по обозрению епархии. 
Через пять с половиной часов полета, с небольшими остановками в пути, и вот самолет над гор. Петропавловском. Еще в пути радист самолета сообщил архиепископу, что на аэродроме в Петропавловске его ожидает торжественная встреча. Это приподняло настроение Владыки и его свиты. Вот самолет идет на посадку. Выходим из самолета и дивная картина предстает нашим глазам: тысячная толпа народа во главе с духовенством, с букетами живых цветов в руках с пением молитв приближается к самолету. Приветствия, лобзания. Владыка благословляет всех. Затем на машинах мы направляемся в город. Останавливаемся в причтовом доме у прот. КОНДРАТЮК, где нас вседушно встречают его семейные и верующие. После прекрасно сервированного ими завтрака – краткий отдых. На вечер назначаем служение вечерни во Всехсвятском храме где настоятельствует прот. Кондратюк, который несмотря на физическую слабость после перенесенной серьезной операции с честью выполняет свои обязанности гостеприимного хозяина, ему в этом усердно помогают семейные и близкие прихожане. Перед вечерней прот. Кондратюк преподнес Архиепископу Николаю шелковый подрясник, в который Владыка перед службой и облекся. Шесть часов вечера – направляемся в храм. Встречающиеся по пути дети подходят под благословение (результат пастырско-воспитательной деятельности прот. Кондратюк).У ворот храма встречают Владыку с хлебом и солью церковный староста и с букетом цветов в руках 2-х летняя девочка, окруженные массой народа.  
  В храме встречает приветственной речью Архиепископа Николая протоиерей Кондратюк окруженный духовенством.

Тут же в храме зачитывается благодарность от лица верующих Владыке за посещение, с просьбою наградить прот. Кондратюк и указанием, что в Петропавловске царит в церковном мире тишь да гладь, да Божья Благодать. Преподносится Владыке торт. Небольшой храм переполнен. Церковная ограда полна народу. Решаем служить вечерню на открытом воздухе – в церковной ограде. Это воспринимается верующими с радостью. Служение вечерни прошло в особо приподнятом настроении. Владыке прислуживали дети о. Кондратюк – студенты Московской Духовной Семинарии. Помолились усердно святому дня – апостолу Варфоломею о здравии его земного тезоименника – архиепископа Ново-Сибирского Варфоломея, в окормлении которого одно время (до образования Казахстанской епархии) находились верующие г. Петропавловска. Послали Владыке Варфоломею приветственную телеграмму. За вечерней прот. Синицын обратился к собравшимся с призывом приложить все усилия к ремонту Петропавловского собора. Был устроен сбор, который дал солидную сумму пожертвований. После вечерни Владыка Николай благовествовал и уже поздно вечером благословил всех, провожаемый множеством народа вернулся на квартиру. Ужин, вечерняя молитва, сон. На другой день деловой визит в облисполком. По прежнему радушный прием симпатичнейшего Владимира Петровича Ляпунова. Беседа о церковных делах, разрешение ряда вопросов. 
Здесь же мы получаем информацию, что церковная жизнь в гор. Петропавловске не совсем гладко течет и что нам надлежит, ознакомившись подробно с положением дел, сделать надлежащие организационные выводы. Дальнейшее наше пребывание в Петропавловске выявило действительно неблагополучное состояние церковного дела, установило причины этого неблагополучия и вынудило архиепископа Николая принять ряд соответствующих мер с удалением, перемещением ряда церковных работников.  
В пятницу (25 июня) вечером – всенощную и в субботу утром – литургию Архиепископ Николай служил в Подгорновском Соборе. Подгорновский Собор – один из старинных храмов города. При посещении города в 1946 году когда мы обозревали этот закрытый тогда храм – он произвел на всех нас удручающее впечатление своим полуразрушенным видом. Верующие получив этот храм в свое пользование ревностно взялись за его реставрацию. Многое уже сделано, многое предстоит еще сделать. Есть уверенность, что община, руководимая всеми уважаемым протоиереем ОСИПОВЫМ, при активном участии члена общины инженера НАУМОВА справятся со своей задачей.  
В летней части храма два придела уже отремонтированы и в них производятся службы. Здесь с сонмом духовенства, в окружении множества народа и совершил службы Владыка Николай. 
Довольно прилично пел хор. Владыка Николай и прот. Синицын много благовествовали. В последующие дни Владыка провел в этом соборе собрание двадцатки, на котором были разрешены все вопросы как внутриобщинного характера, так и по ремонту храма. 
26-го Июня вечером служба во Всехсвятской церкви престольный праздник. Народу множество. Всенощную служим во дворе. Опять вдохновенное слово Владыки.

На другой день – воскресенье, литургия. Молебен, крестный ход вокруг храма, проповеди Архиепископа Николая и прот. Синицына, многолетия. 
Незабываемые торжества. Пир веры. И только нестроения среди местного духовенства, неблаговидное поведение некоторых из них темными пятнами ложилось на церковную жизнь Петропавловцев и омрачило наши радости. В Петропавловске за счет нестроений среди духовенства возросло сектантство. Баптизм, насажденный в Петропавловске еще известным Мазаевым, распоясался во всю, от издевательской лжи на православие перейди даже к своего рода террору. В этом отношении характерен такой случай: одна баптистка, осознав свое заблуждение решилась вернуться в лоно православной церкви. Баптисты сперва ее увещевали, потом запугивали всякими карами и когда эта особа от них все-же ушла в православие устроили собрание баптистов где сперва каждый по очереди, начиная с пресвитера, проклиная ушедшую, а затем все молились об ея погибели. Вместо любовной молитвы о спасении, злобная молитва о погибели, проклятие! Антихристова молитва – достойная баптизма. Вот оно подлинное лицо сектантства. 
26-го июня выезжаем на машинах в с. Надежку. Здесь настоятельствует священник Владимир Горланов, пользующийся уважением у прихожан. Торжественная встреча. Служим всенощную, на другой день литургию. Обширный храм переполнен. Поет весь народ. Чувствуется искренность, простота, сердечность. Напевы простые, но всеми хорошо усвоенные. Поют все с небывалым воодушевлением или единым сердцем и усты славя Господа. Хорошо! Владыка во время и служб и после служб поучал и верующие с любовью слагали в сердце своем каждое его слово. Верим, что посеянное здесь Владыкой, семя Божьего слова упало на благодатную почву и даст свой плод.  
Возвратившись из Надежки и оформив необходимые церковные мероприятия по г. Петропавловску мы поездом тронулись в путь на Кокчетав и в 4 часа утра 2-го июля были в Кокчетаве.  
На вокзале нас встречало духовенство с представителями от верующих. Отдохнув на отведенной квартире Архиепископ Николай в сопровождении прот. Синицына и настоятеля местного храма о. Баженова посетили председателя Горсовета и председателя Облисполкома. Здесь мы договорились о разрешении местной общине верующих производить звон к Богослужениям и о передаче общине церковного здания – храма. Храм передан на условиях переноса его на другое место. Верующие согласились на это условие, а местная гражданская власть обещала оказать свою помощь предоставлением транспорта, материалов и т. д. 3-го вечером, а 4-го (воскресенье) утром литургию мы служили в местном молитвенном доме. Помещение маленькое – служить пришлось во дворе. Народу было порядочно. Владыка проповедовал. Вечером община устроила в честь нашего приезда оффициальный обед на котором присутствовал уполномоченный Облисполкома по церковным делам тов. Елеусизов. Здесь Архиепископа посетили представители мусульман и приветствуя его засвидетельствовали ему свое уважение. Утром 5-го июля мы выехали в г. Щучинск. Дорога прекрасная и 90 километров мы проехали совершенно незаметно. Приехали прямо в дом к настоятелю о. Игнатьеву. Все они в это время были в храме, заканчивая приготовления к архиерейской встрече. Каково же было их удивление, когда придя домой они увидели нас уже по домашнему расположившихся в их квартире. Этот день мы посвятили отдыху. Гостеприимные хозяева нас угостили банькой. Вечерком Владыка присутствовал в храме за службой и утром за литургией. Служило духовенство. День памяти мученицы Агриппины.

Супруга настоятеля именинница. Поздравили. Угощала именинным пирогом. Вечером – канун праздника рождества пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Служили торжественную всенощную. Народу масса. 2-го июля здесь происходило традиционное празднование девятой пятницы, народу было говорят до десяти тысяч. Жалеем, что мы не сумели к этому времени попасть в Щучинск – торжества еще более усугубились-бы. Но и эта всенощная принесла нам большое удовлетворение. На утро Владыка совершил освящение храма и Божественную литургию. Служба прошла необычайно торжественно оставив большое впечатление у верующих. Вечером снова в этот день служили – снова храм переполнен. Владыка с прот. Синицыным за всеми службами благовествовали. Храм в г. Щучинске небольшой, но благоустроенный. В устроении храма немало потрудились о. настоятель и член церковного совета Иван Иванович Полюхин. Щучинск – единственный приход в этой нашей поездке где нас ничто не опечалило, ничто не огорчило. Владыка представил настоятеля храма о. Игнатьева к протоиерейству, а Ивана Ивановича Полюхина благословил грамотой. Сие достойно и праведно. На другой день настоятель и гр. Полюхин организовали нашу поездку на озеро Боровое, где расположена знаменитая здравница Советского Союза «курорт Боровое». Сразу же от Щучинска начинается сосновый бор, дорога прекрасная, виды замечательные, но когда мы прибыли на курорт – все превзошло наши ожидания. О самом курорте, с его прекрасными зданиями мы не говорим, но сама природа с ее скалами, причудливой формы утесами это – нечто небывалое. Дорога идет по берегу озера. С одной стороны озеро, с другой скалы, скалы. Вот скала с «бабушкиным чемоданом». Это наверху скалы лежит камень, очень похож на чемодан. Вот скала как будто обтесанная каменотесом. Вот посреди озера скала своим видом напоминающая сфинкса и поэтому именуемая «сфинксом». Вот – знаменитая «синюха». А кругом сосны, зелень. Дышится легко. Глядя на эти чудеса природы невольно вырывается «Дивны дела твои Господи. Вся премудростию сотворил еси». Прекрасно отдохнув на лоне этой чудной природы и искупавшись в озере, сфотографировавшись, мы отправились в обратный путь. Когда мы проезжали мимо одного рыболовецкого колхоза на берегу озера Чебачье одна бедная вдова пожелала нас принять в свой убогий домик. Не отказались. Угостила чем Бог послал. Помолились об ее здравии. Умилилась. Вот так же и Христос, обходя со своими учениками бедные веси посещал бедных вдовиц внося в их дома утешение и светлую радость. Благословив вдовицу и пришедших в ея дом соседей – отъезжаем. Возвращаемся в Щучинск другой дорогой. На пути знаменитый на весь Казахстан – питомник. Среди соснового бора расположен плодовоовощной техникум. В нем учится более 300 человек юношей и девушек. Прекрасные учебные и жилые корпуса. Внизу озеро, за ним питомник. Наше появление на улицах этого селения производит фурор. 
Особенно сильное впечатление на всех производит дедушка-владыка. Нас расспрашивают кто мы, откуда, зачем приехали. Затем ведут нас в свою гордость – питомник. Здесь кажется, собраны все сорта деревьев, и ягодных растений. Целые плантации всевозможных цветов. Тут-же могила и памятник основателю этого питомника. Все нам показали, обо всем нам рассказали студенты этого техникума. Приятно было видеть эту молодежь с ее непосредственной, восторженной любовью к природе. Очевидно, это постоянное общение с природой наложило на них отпечаток чуткого отношения к людям и особой воспитанности. Хорошие это будут люди. Тут же в питомнике молодежь преподнесла нам со своих плантаций по замечательному букету цветов. Пожелав им успехов в учебе и всего лучшего в жизни мы отправились в путь, сопровождаемые добрыми напутствиями молодежи. Да, благословен будет жизненный путь этого молодого поколения и благословен будет труд их на благо ближних! 
Но, вот мы и снова в доме о. Игнатьева. Отдыхаем. Переживаем полученные впечатления. Затем по приглашению посещаем о. КИРИЛЛОВА, некоторых верующих. Радушное угощение. Но пора отправляться и в путь. Ждут Акмолинцы. На другой день рано утром на автомашине отправляемся в Акмолинск. Разстояние большое, а дорога оказалась скверная, но не унываем. Вместо положенных восьми часов едем пятнадцать. Устали. Под Акмолинском нас захватила гроза. Промокли до нитки. К счастью – Владыка находился в кабине и это удовольствие его миновало, а мы и промокшие насквозь духом не падали. Уже стало темнеть, когда мы приехали в Акмолинск. 
Народ ждавший нас с часу дня почти уже разошелся. Владыка пошел в храм, приложился к местным святыням, благословил народ и пошел в отведенную для него квартиру (сторожка при храме). Здесь живет настоятель храма прот. БЕДНЯКОВ. Комната для Владыки обставлена уютно. Питание прекрасное, а уход еще лучше. Сестры на ночь нам даже мыли ноги (как и в Щучинске) и натирали их благовониями. Мысль при этом невольно переносилась к далеким евангельским временам когда это было обычаем каждого гостеприимного хозяина. 11-го июля – воскресенье. 12-го память св. Апостол Петра и Павла. Службы, службы. Вдохновенные проповеди Владыки. Народу множество. Акмолинск мы посещаем уже не впервые. Но, нет того, что было прежде. Появились смутьяны и нарушили церковный мир. Много пришлось Владыке и прот. Синицыну употребить усилий, чтоб уладить возникшие нестроения. Все их проповеди были направлены к достижению этой цели. Было проведено собрание двадцатки и слава Богу все уладилось и в Акмолинске снова мир и благоволение. Об акмолинцах у нас по прежнему хорошее мнение и мы надеемся, что они не дадут повода изменить его на худшее. Удаление смутьянов от участия в церковных делах, полное обновление причта должны служить гарантией этого.  
13-го июля, распростившись с Акмолинцами, проводившими нас до аэродрома мы самолетом вернулись в Алма-Ата, где нас ждала с любовью наша паства, ждали епархиальные дела. Теперь до следующей поездки. 


ЕПИСКОПСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ 


1948 г. 
Август.