Августин Соколовски
Сегодня Церковь чтит память мученицы Ии. Святая кажется забытой, однако, свидетельство веры и обстоятельства ее времени невероятно важны и актуальны для наших времени.
В некоторых месяцесловах мученица также именуется Евдокией.
В середине IV века многим казалось, что христианство будет торжествовать во веки. Сменилось несколько поколений императоров, которые, хотя и не все из них были до конца православными, тем не менее, преследовали язычество и были убежденными христианами.
В 361 году на престол взошел Император Юлиан. Великий Учитель Церкви, Григорий Богослов (329–390), в юности учился с ним в Афинах философии. Впоследствии, он записал воспоминания, как Юлиан, будучи оглашенным, то есть формально готовившийся к тому, чтобы креститься, во время учебы постепенно отходил от христианства.
Будущий император увлекался языческими мистериями и старался войти в общение с демонами. Однако, до своего восшествия на престол, он все это держал в секрете.
Незадолго до своего воцарения Юлиан объявил себя язычником, принес богам жертвы и встал на путь отречения. Современники прозвали его Юлианом Отступником. Сам он тогда же начал в Империи политику великого отречения.
Юлиан не преследовал христиан целенаправленно, огнем и мечем, как это делали его предшественники, путем гонений в предыдущие столетия. Подобно современным сильным мира сего, Юлиан насмехался над верой, пытался победить христианство путем клеветы, насмешки и гротеска. Верных же вере православных, опять-таки слишком знакомый нам пример, он старался поссорить между собой, признавал всех епископов, православных, еретиков и раскольников равными, возвращал из ссылок, чтобы довести учеников Галилеянина, как он называл Христа, до взаимного истребления.
Вскоре Юлиан отправился на войну с персами. Он был убит в сражении, причем так, что современники поражались тому, как скор и страшен бывает Бог Христиан в своем гневе.
Бог умеет обрушать.
Последними словами Отступника был крик отчаяния: «Ты победил меня, Галилеянин!».
Итак, персы победили и взяли в плен множество пленных. Среди них была Евдокия – посвященная Богу дева. Древняя Церковь видела в посвящении своего девства Богу девами особенное, ни с чем не сравнимое призвание. Ведь библейское, апостольское, древнехристианское сознание сумело увидеть в девстве дев приостановку времени, обрушение хронологии, прекращение зависимости человека от самого себя. Ведь в понимании Древней Церкви, посвященное Богу девство было единственным во Вселенной местом неизменяемости. В этой своей единственности оно было подобным Богу.
Итак, будучи пленницей, Евдокия оказалась в Персии. Стала проповедовать Христа язычникам, каковыми в большинстве своем были тогда персы.
Вскоре Ия пострадала за свое христианское убеждение и благовестие христианской веры. Деве поломали кости и отрубили голову.
Перед лицом обстоятельств непреодолимой силы, испытаний, гонений, бедствий, святая, по дару веры, стала примером непреодолимой веры, готовности возвещать Христа везде и всюду, следуя евангельскому призыву «быть всегда готовым», как об этом, пародируя христианство, спустя многие столетия, подобно Юлиану, говорили ушедшие ныне в небытие пионеры.
Ходатайством святой Евдокии, блаженной девы, да дарует нам Господь способность и готовность, где бы мы ни находились в нашем странствовании по путям Вселенной, проповедовать веру в Умершего за нас и Воскресшего Господа.